Макрофаг написал(а):"Поведение — это проекция идеальных процессов на материальный мир".(с)VPolevoj
У насекомых и др. примитивных, при отсутствии "проекции идеальных процессов на материальный мир": это уже не поведение ?
Вместе с тем у человека и высших животных отдельная часть поведения (неосознаваемые автоматизмы действий) ничем не отличается от автоматизмов примитивных животных.
Только осознаваемая часть поведения может являться с Ваших слов "проекция идеальных процессов на материальный мир".
Макрофаг, спасибо большое за проявленный интерес к этой теме и за ваш комментарий.
Извините, что не ответил сразу (хотя увидел и прочел ваш пост быстро), не понимал как следует отвечать.
Видите ли, я лично стою на позиции, что в споре сталкиваются обычно две модели (каждая из которых находится у оппонентов в голове), конкретная тема спора - лишь "проекция" этих моделей на заявленную тему (видите, и тут у меня "проекции" ).
Поэтому, Вам следовало бы начать с критики самой моей модели, а не с критики следствий из неё, потому что мне немного неловко подыскивать аргументацию, так как я вижу (и знаю) откуда получилось это следствие, из чего оно исходило и как к этому пришло, а вот Вы - нет. И я бы хотел, чтобы Вы были в курсе тех основ, на которых строится моя теория живого, и могли бы ориентироваться в связях между отдельными частями её и в выводах из неё. Я на самом деле не только не боюсь критики, а даже заинтересован в ней. Поэтому стараюсь излагать свою теорию максимально просто и открыто, заведомо открывая её под удары критики.
Для примера покажу взаимосвязь данной заявленной мной темы с основами моей теории о Жизни, и как именно получается это следствие из неё.
Моё определение Живого очень короткое:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Жизнь = субъективное материальное + субъективное идеальное
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Только не подумайте, что я просто разбрасываюсь малопонятными для себя (и окружающих) словами. В каждом слове у меня содержится вполне конкретный смысл.
Субъективное - это (в моей модели Мира) означает, что рассматриваемые нами процессы носят управляемый характер.
То есть, "субъективное материальное" будет означать, что мы имеем материальные процессы со своей системой управления. В самом деле: в живых объектах, как мы знаем, не просто идут процессы преобразования материи (скажем горящий огонь - это тоже преобразование материи), а эти процессы управляются самим организмом. И стоит разрушить систему управления материальными процессами, так тут же живой организм становится мертвым (и кстати, процессы преобразования материи в нём при этом не прекращаются - они просто становятся неуправляемыми).
"Идеальное" - (в моей модели Мира) означает все процессы отражения не важно в живой или в неживой природе. Причем собственно "идеальными" я называю лишь следы от взаимодействий - отражения, а не сами отраженные объекты.
"Субъективное идеальное" таким образом будет означать, что в живых объектах идут процессы отражения, но они в обязательном порядке должны быть управляемые. И если мы присмотримся к живым объектам, то мы обнаружим, что это действительно так - все процессы отражения в них идут под управлением своей управляющей системы. И это относится ко всем живым объектам, и к многоклеточным и к одноклеточным, и вплоть до вирусов. Поэтому моё определение Жизни универсально (в том числе оно будет относиться и к искусственно созданным живым организмам - то есть оно позволяет приступить к созданию искусственной жизни).
То что я ставлю между двумя этими составляющими знак "плюс", означает, что я рассматриваю эти две системы во взаимосвязи. Взаимосвязь осуществляется на уровне их управляющих систем. И они взаимодействуют таким образом, что проблемы и потребности одной системы (а любая потребность в такой системе - это ничто иное, как отклонение от точки равновесия, которое воспринимается системой управления) решается за счет активности другой системы, и наоборот. Так проблемы материальной системы успешно решаются за счет работы информационной системы, а проблемы информационной системы решает и покрывает материальная система. Получается своеобразный симбиоз двух систем. Такой симбиоз создает устойчивость и динамизм системе в целом.
Вот именно такие системы я и называю Живыми.
Теперь о поведении.
Материальная система в Живом занимается Получением, Преобразованием, Накоплением и Выводом материальных продуктов - это то, что на языке термодинамики называется "открытой системой". Тут, в общем-то, всё ясно.
Информационная система (забыл сказать, что "субъективное идеальное" по сути и есть - информационная система, так как "информация" - это субъективное идеальное (в моей модели Мира, но об этом можно поговорить позже) занимается Получением, Преобразованием, Хранением и Выводом информации. И так устроена любая информационная система (даже компьютер).
Так вот, работа информационной системы - это и есть, собственно, ПОВЕДЕНИЕ. То есть, поведение, в отличии от переработки материи - это процессы переработки информации в живой системе.
Пример показывающий что это именно так: ученику сказали "реши эту задачу", и он сидит и думает над решением - решает. Вот "решает" - это будет поведение. Но мы этого не видим, а видим лишь то, что он СИДИТ И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ.
Поэтому этология, хоть она и заявляет, что она "изучает поведение", на самом деле изучает лишь видимую часть этого поведения. А что такое "видимая часть" от какого-либо процесса? Я назвал это "проекцией", и считаю, что имею на это право.
Вот поэтому у меня так и получилось: "Поведение - это проекция идеальных (то есть внутренних информационных) процессов на (внешний) материальный мир."
Причем, с учетом всего вышесказанного, я должен добавить, что сам я так отнюдь не считаю. Это я просто назвал ОБЪЕКТ, который на самом деле изучает наука этология. Потому что так получается, что она изучает вовсе не само поведение, а именно "проекцию" поведения на внешний мир, то есть только результат работы информационной системы, да и то только ту его часть (этого результата), которая вылилась в конкретные действия. Вот эти ДЕЙСТВИЯ и изучает наука этология в конечном счете, а вовсе не ПОВЕДЕНИЕ.
Может быть именно поэтому, и в твоём ответе всё свелось к ДВИЖЕНИЯМ и к ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ. Хотя движения (какие бы сложные они ни были) - это не поведение, и даже "организация движения" - это тоже вовсе не поведение. Поведение - это процесс переработки информации, который входную информацию (актуальные потребности, текущую обстановку и набор возможностей организма) преобразует в выходную информацию (последовательность действий - движений или мыслей) с обязательным использованием памяти. Вот если рассматривать этот процесс именно так - комплексно, то только тогда у нас получается ПОВЕДЕНИЕ.
То же, что изучает наука этология - это даже не верхушка айсберга, а это - "проекция" верхушки айсберга. Впрочем, если это понимать, то тогда ничто не помешает нам изучать внутренние информационные процессы и по этой "проекции". В конце концов, мы же изучаем процессы протекающие на далеких-предалёких звездах (и даже внутри этих звезд) опираясь лишь на тоненький лучик света долетающий к нам от них, несмотря на то, что свет от них к нам идет миллионы лет. Важно лишь понимать, что мы видим, и что это для нас означает.
Отредактировано VPolevoj (18-09-2011 16:26:16)