Мытье рук избавляет от переживаний, связанных с оценкой своего решения.
Психологи называют этот эффект когнитивным диссонансом, хотя лучше подошло бы "эффект Пилата". Эффект состоит в желании самооправдаться после принятого решения, и даже не обязательно важного. Выходя из вагона метро на новой для себя станции, мы выбираем, пойти направо или налево, чтобы попасть к желаемому "Дому обуви". Мелочь, но ошибаясь, мы оправдываемся - зато немного прошлись, а это полезно. Символом такого самооправдания стало знаменитое умывание рук Пилата после согласия на казнь проповедника Иисуса. А психологи из Мичиганского университета показали, что мытье рук - не символ, а именно способ самооправдания.
Как обычно, эксперимент был поставлен таким образом, чтобы 40 студентов-добровольцев не догадались, что именно изучают хитрые психологи. Они попросили студентов просмотреть 30 небольших сюжетов на CD и проставить им оценки. Добровольцы думали, что изучаются именно сюжеты, и добросовестно составляли рейтинг. А затем им предложили оценить качество мыла, причем половина испытуемых только разглядывала этикетку, а вторая половина еще и вымыла руки с этим мылом. После чего удивленных студентов попросили снова расставить оценки тем же сюжетам. Не мывшие рук студенты, беспокоящиеся о справедливости принятого ранее решения, захотели его усилить, для чего повысили рейтинг "хороших" сюжетов и еще ниже опустили "плохие". А последователи Пилата все оставили как есть.
Такой же эффект проявился в эксперименте с оценкой вкуса джема, причем студенты не пробовали его, а ориентировались только на цвет и текст этикетки. Потом половине добровольцев предложили вытереть руки антисептическими салфетками и (уже всем добровольцам) снова расставить оценки джему, но попробовав. "Грязнули", как пишет membrana.ru, точно так же повысили рейтинг "хороших" джемов и понизили рейтинг "плохих" - явно оправдываясь за свой предыдущий выбор. А "чистюли" не считали нужным оправдываться и просто подтвердили свое решение. Вот и Пилат, судя по воспоминаниям современников, ни разу не усомнился в правильности назначения крестных мук Иисусу.