Три основные племенные народности Мегалайе, штата на северо-востоке Индии, примечательны матриархальной социальной системой, в которой линия семьи прослеживается по стороне матери. Путешественница и гид urs_sonam рассказывает об индийском штате, где дом, деньги, хозяйство — всё передаётся от матери к дочери, и всеми делами в деревне также управляют женщины.
Кхаси — туземная или племенная народность, большинство представителей которой живёт в штате Мегалайя на северо-востоке Индии, некоторое количество также обитает в соседнем Асcаме и Бангладеш. Сами они называют себя «ки хьнниу треп» что означает «семь хижин» на языке кхаси. Общая численность племени составляет порядка 1,361,100 человек. Родственные им этнические группы — это кхмеры, палаунги, васы, кинь (вьетнамцы), никобарцы и другие мон-кхмеры.
из интервью с лидером мужского движения народа кхаси
«Наши мужчины крадут, разбойничают, бросают жен с детьми. Нам ничего не достаётся, вот и мы тоже ничего не даем. Беспорядки происходят потому, что мужчины везде чужие: как в доме своей матери, который принадлежит младшей дочери, так и в доме жены, где они лишь в гостях. Проблема в том, что власть не в руках мужчин»
Представители племён Кхаси и Джаинтья следуют нормам матриархата, где «Кха Кхаддух» (младшая дочь) наследует всё имущество и выступает в качестве опекуна по отношению к пожилым родителям и не состоящим в браке братьям-сёстрам.
...семейная линия прослеживается по матери, дети получают её фамилию, а дяди по материнской линии играют значительную роль в жизни клана («кур»), тогда как отцу отводится важная роль в поддержании домашнего хозяйства.
Кхаси по большей части моногамны. Выбрав будущую супругу, мужчина сообщает о своём выборе родителям. Те обращаются к услугам посредника с тем, чтобы делать приготовления со стороны невесты (после того, как клан мужчины согласится с его выбором). Родители выбранной женщины выясняют в чём состоят её пожелания, и если она согласна, они проверяют чтобы жених был уж наверняка не членом их клана (поскольку кланы кхаси экзогамны, партнёры по браку не могут происходить из одного и того же клана).
«Единственное, что вызывает осуждение в деревне, — это отсутствие дочерей в семье. Семьи, в которых одни мальчики, называют „вымирающими“, потому что у них просто некому передать наследство и некому продолжить род»
В целом мужчины кхаси предпочитают жениться на ненаследницах, потому как это позволяет им создать независимую семью так или иначе защищённую от давления со стороны родни жены. Мужчина кхаси возвращается в свой дом («йинг») после смерти супруги (если она была наследницей). Эти практики являются результатом правил контролирующего наследства и прав на собственность. Такие порядки сами по себе связаны со структурой кланов кхаси.
Современные мужчины кхаси сыты по горло работой по дому и более того — нахождением в подчинении у тёщ, поскольку от них ожидается проживание в доме матери супруги в сочетании с тихим поведением. Мужчины — слабый пол в Мегалайе, некоторые мужчины кхаси чувствуют, что их мужские качества преуменьшены по сравнению с мужчинами других народов. Они говорят, что у них «нет ответственностей», всё, что им нужно делать — «есть, пить, играть на гитаре и производить детей».
«Это ведь всего лишь вопрос равновесия. В нашей культуре нет понятия доминирование. В то время как в остальном мире только дискутируют о правах женщин, здесь эти права существуют с давних времен. Наши предки знали, что именно женщины делают народ сильным»
Сытые по горло отнесением к слабому полу и дискриминацией, совершаемой на основании вековых традиций, они начали движение, которое может быть названо единственным в мире «мужским феминизмом», освободительным движением, которое имеет порядка 2,000 членов, борющихся за изменения в законах и реорганизацию социальной структуры. Их основным требованием является присвоение детям фамилий отцов.
«Когда младшие дочери (которых здесь называют khadduh) наследуют все имущество семьи, мужья переселяются в дома своих жен, а дети берут фамилию своей матери»
***
Рядом с кхаси живет племя гаро числом 1,2 млн. чел. Тоже матриархат, но с элементами переходных форм. Мужчины уже охотятся за приданным.