Эгоцентризм – неспособность встать на точку зрения другого человека.

Данное понятие введено в научную психологию Жаном Пиаже.

На определённой стадии развития ребёнка (дооперациональная стадия по Пиаже) эгоцентризм является нормой, но к 10 годам преодолевается.

Одним из тестов, который использовал Жан Пиаже, для выявления эгоцентричной позиции ребёнка, был тест с братьями и сёстрами. У ребёнка спрашивали: 1) сколько у него братьев или сестёр; 2) сколько у его брата или сестры братьев и сестёр. В среднем дети до 8-10 лет на второй вопрос называли на одного человека меньше. Называя братьев и сестёр своего брата, ребёнок неизменно «забывал» посчитать себя. Он просто не мог встать на позицию другого и взглянуть на мир «глазами брата».

Проценты верных ответов в экспериментах Пиаже с «братьями и сёстрами» распределялись следующим образом:

Возраст испытуемых – процент верных ответов.

4-5 лет – 19% верных ответов;
6-7 лет – 24%;
8-9 лет – 55%;
10-11 лет – 87%;
12 лет – 100%.

Родители, старясь привить своим детям высокие моральные принципы и научить их состраданию, часто предлагают малышам встать на позицию другого человека. Они говорят: «Не таскай кошку за хвост! Подумай, было бы тебе приятно оказаться на месте кошки?!». При этом родители мало задумываются насколько сложно, почти невозможно, ребёнку посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Проявлением эгоцентризма также являются представления ребёнка о том, что он является причиной многих происходящих в мире событий. Например, малыш может полагать, что «Луна ходит за ним по небу», потому что куда бы он ни пошёл, она всегда рядом.

Некоторые элементы эгоцентричного мышления могут сохраняться и во взрослом возрасте.

Еще один интересный эксперимент Пиаже демонстрирующий детский эгоцентризм - это эксперимент с игрушкой и горой.

Ребёнку тщательно, со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребёнок описывает ту часть «горы», которая ему видна. После этого, с противоположной стороны «горы», сажают на стул игрушку, и ребёнка теперь просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребёнка и тем, что видно со стула игрушки, ребёнок повторяет описание, данное в первый раз. Результат был интерпретирован Пиаже как неспособность ребёнка представить себя на месте игрушки.

Отредактировано VPolevoj (06-05-2014 09:14:25)