Для начала картинка, иллюстрирующая, как товары со всего бассейна реки стекаются в город-порт у моря.
И таким образом Порт - по речным путям - становится аккумулятором богатства всего региона вплоть до водоразделов.

http://ic.pics.livejournal.com/chispa1707/24769663/446065/446065_original.jpg

Вроде бы - всё логично.

Вдоль по берегам этой реки, по всем её рукавам и притокам (говорят - по всему бассейну реки)  живут люди. Растят хлеб, пасут скот, производят товары, и, разумеется, обменивают все эти результаты своего труда с соседями, а речные артерии служат путепроводами для них. И таким образом, максимальное аккумулирование всех видов товара должно происходить в том месте, где эта река впадает в море, там, где логичнее всего ставить порт, где речная торговля стыкуется с морской. И город, в связи с этим, будет САМЫМ КРУПНЫМ среди всех городов этого речного бассейна, и наверное, в связи с этим, он же должен быть и самым главным - СТОЛИЦЕЙ. Но так ли это?

Вот, к примеру, бассейн реки Волга.
Со всех рек и городов товары стекаются в конечном счете к Астрахани.

http://ic.pics.livejournal.com/chispa1707/24769663/446636/446636_original.jpg

Но на самом деле городов-портов столиц на побережьях мало, буквально кот наплакал. Почему?

БЫКА - ЗА РОГА
Есть бассейн реки. Там растят рожь, теребят коноплю и лен, содержат кур и гусей, ковыряют мелкие домашние шахты, извлекают из руды медь да лепят горшки.
Есть город-порт, имеющий возможность аккумулировать богатства, но не имеющий значения до тех пор, пока не началось каботажное плавание.
И есть соседние бассейны - там, за водоразделами, - реки, ведущие в иные края, часто в иных климатических зонах, а потому богатые самыми экзотическими товарами. Хороший пример - найденная недавно трансконтинентальная сеть, поставлявшая превосходные кремневые ножи из одного-единственного карьера в самые удаленные уголки Европы - еще до городов-портов.

ПРЕПЯТСТВИЕ
На пути из реки в реку по суше всегда лежит водораздел. Надо или на быках тащить, или на себе. Обычно водоразделы это высокое место, где много мелких ручейков и всегда свежая трава - джайляу - идеальное место для скотоводчества. Пахарю там делать нечего, рыбаку - тем более, а вот кочевнику-скотоводу - в самый раз. Внизу и трава быстрее жухнет, и за потраву полей могут привлечь, а здесь - и водопои, и трава, и безлюдье.
Для скотовода это его родовая земля и всякий, кто попытается пройти по ней (а тем более сделать бизнес) без бакшиша, получит в лоб (я со товарищи, чтобы пройти на ту сторону в одном из таких укромных местечек, платил. Нет, сначала мы заартачились, но потом оказалось, что без помощи местных - никак).
И Москва стоит аккурат на таком месте: именно здесь лежит водораздел, соединяющий перевозами с десяток крупных рек во все концы Восточной Европы.

http://ic.pics.livejournal.com/chispa1707/24769663/446239/446239_original.jpg

Теоретически, все водоразделы Европы (и не только) должны представлять из себя специфические "места силы", населенные теми, для кого это географическое положение - основной источник благосостояния. Вот, кстати, реки Швейцарии - в Италию, к Венеции, на юг Франции, на север той же Франции, в Германию, Австро-Венгрию... - чем не Москва?

http://ic.pics.livejournal.com/chispa1707/24769663/446948/446948_original.jpg

Обратите внимание, где пролегает граница Чехии - строго по водоразделам. Просто раньше там стояла племенная таможня, а сейчас - государственная.

http://ic.pics.livejournal.com/chispa1707/24769663/447438/447438_original.jpg

Думаю, все старые границы именно таковы (все, что начертано по центру реки, типа Амура, - молодое). И, разумеется, в таких гористых местах должен образовываться свой центр влияния, своя таможенная столица. Такая была у Атиллы в Венгрии, таков Базель. Люди исполняли посреднические функции по переброске товаров из бассейна в бассейн и нехило на этом имели.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ
Казалось бы, третья сторона не нужна. Вышиби ее и торгуй с партнером на той стороне без пошлин. Но не тут-то было. Обе речные торговые сети имеют равные права "держать шишку" (очень часто это перевал), и ни одна не признает права партнера на исключительность. Но мир устроен так, что голова бывает лишь одна. Плюс обе сети заинтересованы в сбыте своего товара, и, кто бы ни сел на перевал, и кто бы ни попытался проявлять твердость, пойти на уступки его заставят свои же, - и система рухнет.
Именно поэтому, чтобы переброска шла, как часики, нужен третий - тот, кому будет плевать на частные интересы отдельных участников торговли. Лучшая фигура здесь - некий обобщенный "татарин".

НЕ СОСТОЯВШИЙСЯ КОНФЛИКТ
Умозрительно, конфликт меж двумя центрами силы - "татарами" на перевалах и городами-портами, абсорбирующими речные богатства, - неизбежен, но нет, конфликта не будет. Портам интересно расширять поток товаров, а все, что идет из других бассейнов, расширяет возможности.

ПЕРВЫЕ КАБОТАЖНИКИ
Первые каботажники - рыбаки в дельтах крупных рек, таких, как Нил, Дунай, Днепр и Волга. Дельта - превосходный тренировочный полигон, и однажды рыбаки, привыкшие плавать от острова к острову и, в погоне за косяками рыбы, уходить по течению в море, рискнут и посетят устье соседней реки. Перед нами - первый каботаж.
Каботажное плавание от Дуная до Днепра (как пример), чрезвычайно выгодное занятие. Это разные бассейны в разных климатических зонах, и товары там совершенно разные. Едва это происходит, возникает мощное течение товаров строго по первому рисунку - от истоков к устью. Возникают порты и богатейшие города. Возникает сфера услуг и всякие излишества.
Казалось бы "татары" должны забеспокоиться, но - нет. Все это все равно пойдет и через перевалы, а племенной "таможне" выгодно, чтобы многообразие товаров увеличивалось. Кочевник так же не сунется брать приступом стоящую на острове морскую крепость, как моряк не сунется штурмовать заснеженный перевал. А главное, зачем?
Каботажники - важнейшее властное звено.

РАЗЛИЧИЯ
Города-порты эгоистичны. Даже если семья захватила с десяток устьев рек и поставила там десяток портов-крепостей, одним целым это не станет. Бассейн реки самодостаточен и самоизолирован: любой, кто сядет на такой порт в устье, скажет родственникам "привет" и объявит самостоятельность. И с ним будут говорить как с равным, - слишком высока концентрация ресурсов в таком порту. Города-порты не желают единой государственности всем своим существом - им это не надо.

Совершенно иначе обстоит дело на водоразделе. Племенам, контролирующим водораздел, требуется сохранять единую систему поборов и быть готовыми всегда прийти на выручку соседу. Слишком велика протяженность границы (в отличие от компактного порта). Таможенник априори государственник.

Город-порт - работяга. Сплавает, поторгуется, привезет, положит на склад, дождется нужного сезона и продаст по наивысшей цене. Таможенник водораздела находится в совершенно иной ситуации. Он прикован к месту, он не контролирует сезонных колебаний цен, ему никогда не удастся создать товарный запас - все товары, проходящие через водораздел, - чужие. Это ключевой момент: порт запасы создает, а водораздел - нет. Поэтому в горах крупных городов нет, а что ни порт - то ярмарка тщеславия. Зато горская таможня в изобилии собирает платежный эквивалент. Ей не надо особо развивать производство, - все, что ей нужно, ей привезут - за деньги. Обратите внимание, Атилла со своей казной сидел в горах Венгрии, Швейцария - даже чрезмерно очевидный пример, а есть и Москва, крывшая купола золотом, есть Иерусалим с его набитым богатствами храмом... и все это не города-порты, все это - таможни.

НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТАМОЖНИ
Остров Элефантина в верховьях Нила, именно там стоял Иерусалим.
Остров Родос возле Каира, державший транзит из Индий в Европу. Кстати, там рядышком огромные зерновые склады, то есть налицо симбиоз порта и таможни - выгоднейший вариант.
"Пиратский" Карфаген, разделявший западную и восточную части Средиземного моря.
Порт-Роял на Ямайке.

Последнее место - ключевое. Англичане, вместо того, чтобы растить хлопок и сахар, возить рабов и гнать ром, просто поставили на пути из Вест-Индии таможню. Вы ведь не думаете, что пираты захватывали все суда, что попадались на пути? Куда им столько барахла девать? Где и кому вы продадите несколько тысяч рабов на захваченных двух десятках кораблей? Чем будете их кормить, пока не появился покупатель? Да, и кто будет покупателем? Такого скупщика награбленного где-нибудь в Вирджинии вычислят в два счета и повесят на первом суку.
То же с сахаром. Сахар сыреет, нужен покупатель. А куда девать корабли? Топить? А собственное боевое судно превращать в сахарную баржу? Будьте уверены, английские пираты брали с проходящих судов бакшиш и отпускали восвояси. По крайне мере, именно так поступали алжирцы и тунисцы, и смысла отступать от накатанной технологии лично я не вижу.
Удачно поставленная таможня рулит.

КАТАСТРОФА
Как я уже писал, катастрофа, утопившая большую часть античных/средневековых городов-портов мира, перераспределила власть в пользу сухопутных торговцев. Именно так у власти в Египте и Византии ушли моряки-греки и появились турки и арабы. Но вопрос пора увидеть шире. Едва затонуло побережье Крыма, у Москвы появилась реальная возможность (и желание) его присоединить. Едва все порты Средиземного моря вместе с их элитой ушли на дно, появилась необходимость отстроить их заново - на 8-12 метров выше, чем прежние. Более того появилась возможность переприватизировать осиротевшие речные сети. Вспомните, как это было в Египте: в год пепла Амр ибн аль Ас вошел в Египет, а еще через год в его руки пала Александрия. И Египет из мелкого кусочка в дельте Нила превратился в ту страну, которую мы знаем. Бассейн реки, а то и два, и три сопряженных бассейна становятся единым государством, а вольные греческие, сирийские, алжирские города остаются в прошлом. Едва города утонули, бассейнам стало нечем сопротивляться, а у таможни - у единственной - остался товарный эквивалент (см. вторую главку выше), за который можно было купить все.
Так появились государства.

НАШЕСТВИЕ
Что такое татаро-монгольское нашествие на Европу, и сейчас неясно. Лучший кандидат - ситуация, когда сидевшие на торговых трактах Липецкие татары, оставшись без привычного дохода, двинулись во все стороны в поисках лучшей доли. Конфликты начались мгновенно. Видимо, нечто подобное происходило повсеместно, и для этого татарам не понадобилось идти аж из Монголии; все они местные, вполне уважаемые и хорошо известные. Перекрышевание татарами устьев рек, прямо сейчас дотошно не докажу, но Амр поступил именно так. Собственно, ВСЯ Северная Африка поступила именно так: греков и евреев сменили арабы да берберы.
Не думаю, что в Европе было как-то иначе; взлет кельтского патриотизма во второй половине XIX века указывает на эту же схему.

ПОРТ-РОЯЛ
Здесь - все тот же самое. Таможня вроде как утонула, но на деле утонул таможенный пост, а сидящая в Лондоне таможня превосходно сохранилась и, пройдя по следам утопленников - по всему миру, - унаследовала их имущество.

КОНКРЕТИКА
И вот теперь появляется возможность отделить подставных зиц-председателей от подлинных центров силы. Скажем, вот реки, всей своей природой призванные создать первоцивилизацию: Нил, Волга, Днепр, Дунай, Рейн, Инд, Ганг, Янцзы, Хуанхэ, Тигр, Евфрат.
А вот регионы-таможни: Элефантина, Родос, Карфаген (Тунис), Голштиния, Дания, Гранада, Ормуз, Дели, Москва, Рим, Базель, Стамбул, Новгород, Порт-Роял, Хортица, Ла-Манш.

Любопытно, что Венеция в этом деле достаточно вторична: это город-порт - обычный морской труженик. Подлинные властители денег в том регионе - Стамбул да Флоренция, переправлявшая товары по суше - в обход Карфагена. Хотя... я, возможно, и ошибаюсь: дерево растекания товаров по всему Черному морю сразу за Стамбулом, ничуть не менее красиво, чем дерево речной сети Волги.

Что ли все...

http://chispa1707.livejournal.com/713057.html