etology

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » etology » Теоретическая этология » Развитие человеческого общества - гипотеза


Развитие человеческого общества - гипотеза

Сообщений 1 страница 19 из 19

1

Предлагаю вашему вниманию новую гипотезу развития общественных отношений - взгляд через развитие сексуальных отношений, и расслоение в связи с этим на группы.

ФАЗА № 0

    Рассмотрим человеческое общество в животной фазе.

    Во-первых, все девочки достаются старшим самцам - по праву сильного. Именно отсюда вырастет позже (не сейчас) право шамана, а затем и право сеньора. Хуже того, если верить Энгельсу (точнее, Моргану), старые мужланы вовсю шпарили и мальчиков – даже в Древней Греции. Родительской защиты – ноль (традиция), и покончить с этим было возможно единственным способом: убив первого врага и получив статус мужчины.

    Реликты этой практики есть и сейчас, – например, в Африке. Дети делают старшим ВСЕ. Тонкие ценители детской плоти (пишет Кон) места знают, и устраивают в эти тщательно замалчиваемые заповедники настоящие секс-туры.

    И даже когда молодняк подрастал, иерархия оставалась иерархией, и пацанам доставались разве что старухи. Иногда это приводило к мятежам, и старших вырезали – всех. Краем глаза читал, что кое-где на Кавказе так и было. Не так давно. Ну, а в Африке есть племена, где старшие воины, достигнув определенного возраста, добровольно одевают женские юбки. Так сказать, подают в отставку - во избежание ненужного им в этом возрасте насилия.

    Однако уже в этом беспредельном обществе начинает проявляться власть человеческой организации – через тех самых старух, что достаются молодняку. У старух есть опыт, кое-какое имущество и главное – влияние на своих детей.

    На какую поддержку может рассчитывать старый воин? Дети ему чужие, поскольку не он их воспитывает, а порой и не знает, кто чей. Молодухи – не защита. У старухи не так: ее сыновья и дети ее дочерей – мощная сила. Они могут установить хоть круглосуточное дежурство, а даже самый отмороженный беспредельщик хочет спать. Да, можно спать и на дереве, но это означает признать, что пора надевать женскую юбку.

    По сути, власть женщины над ее потомством первая легитимная, то есть, добровольно признаваемая власть – матриархат, первое упорядоченное общество. И вот что важно, эта власть опиралась не на сильнейших, а на слабейших. Не на вождей, а на массы.

Отредактировано VPolevoj (18-02-2013 12:55:19)

0

2

ФАЗА № 1. АНЬДА

    Имеет смысл подчеркнуть, что власть старухи это не просто власть женщины; это власть старшей женщины. Молодуха часто не имеет детей, а когда они появляются, все становится еще хуже, - кормящая мать без помощи мужчины бессильна. У старухи не так: если каждый ее ребенок принесет корочку, ей хватит на пару дней. А уж если внуки что-то подкинут, она сможет покупать за еду самые диковинные услуги.

    Власть старших самцов тоже проявление возраста: пока мальчик не вошел в силу, он подчиняется всем. Примитивные сообщества часто иерархизированы именно по возрасту: молодые рожают и прислуживают, старые стерегут, зрелые охотятся и рулят. И каждый держится ровесников, поскольку именно с ними он проходит все фазы статуса – от начала до конца. Если я правильно понимаю, именно это в «Сокровенном сказании монголов» и в античной истории называется «аньда» - группа ровесников одного пола.

    Такие группы ровесников обычно вместе охотятся, вместе воюют и вместе идут свататься к такой же «аньде» - только женской. Смерть одного воина почти ничего не решает, его подруга будет накормлена и обласкана. Из мужской аньды рано или поздно формируется корпорация старых воинов с правом пробовать всех вошедших в возраст девочек, а из женской – корпорация старух, единственная сила, способная приструнить их всех – с помощью подросших детей.

    Казалось бы, рука руку моет, и ровесники должны поддерживать друг друга, но именно здесь между мужчинами и женщинами одного возраста возникает пропасть: они шаг за шагом перестают быть родственниками.

    Виновата биология: женщина наиболее привлекательна, пока молода, а мужчина хорош зрелый, уже с умением добыть зверя и покарать врага. Вспомните предыдущую фазу: молодняк вынужденно довольствуется старухами, и примите неизбежность того, что однажды старухи перестанут рожать, а их любовники возмужают и начнут претендовать на свежих и юных. Именно здесь единое племя дробится на фратрии, и начинается вторая фаза упорядочивания половых отношений.

    За те годы, что осталось жить зрелым самцам, у их подруг родится потомство, и это потомство будет осознавать себя частью этой большой семьи. Параллельно подрастают дети других поколений, и это уже иная семья. Давайте-ка, прикинем, как это могло быть.

    Срок жизни первобытного человека – от силы 37-38 лет.
    Срок первой беременности – 12-13 лет, - зависит от кормежки.
    Итого перед нами четыре поколения:
    1.    Новорожденные
    2.    12-летние женихи и невесты
    3.    24-летние воины и матроны
    4.    и 36-летние, изношенные, почти без зубов старцы – шаг до могилы

    24-летние зрелые воины живут в групповом браке с 12-летними красотками – им по статусу положено.
    12-летние сопляки живут в групповом браке с поношенными (за спиной неважная кормежка и 10-12 беременностей) 24-летними матронами, и это тот самый случай, о котором античные авторы пишут «сыновья делят ложе с матерями».

    Пройдет, грубо говоря, 12 лет, и группы радикально сменят состав. Стариков убьют или опустят, старухи отойдут на третий план, прежние сопляки возьмут молодых, а их дети – состарившихся бывших фавориток.

    Перед нами классический случай племени из классических четырех фратрий (обычно их бывает 4, 8 или 12). Поколение сыновей спит с поколением матерей, а поколение отцов - с поколением дочерей. Все ясно, стабильно и как бы заведомо кровосмесительно. Однако именно здесь закладываются первые табу на половые отношения между родственниками. Женщина ведь рожает как мальчиков, так и девочек, но юные девочки заведомо отойдут старшим самцам, и мальчику к родным сестрам лучше нос не совать – обрежут.

    Есть и вторая сторона. При такой модели женщины успевают родить с 12 до 36 лет не одну, а две генерации детей: с 12 до 24 от старших воинов, а с 24 до 36 – от сопляков. К ее 36-летию, ее первые сыновья от второй серии отцов достигнут 12 лет, а ее первые дочери от первой серии отцов – 24 лет. Это идеальное сочетание возрастов для брака, - первого для мальчиков и второго для женщин, - строго по статусу. И хотя женщины в возрасте матрон, они своим юным мужьям не матери, а единоутробные сестры. То есть, половые отношения и здесь становится более упорядоченными.

    Да, остается шанс, что некоторые 12-летние юнцы предпочтут не единоутробных сестер, а матерей, а 24-летние – не сестер, а дочерей, но в перспективе это всего лишь увеличит разнообразие, а вместо четырех аньд появится восемь. Впрочем, я думаю, что этого не произойдет: у пацанов нет шансов закадрить собственных матерей, - мешает поколение их многочисленных отцов, которых они по привычке побаиваются. Более соблазнительным видится нападение на стариков соседней аньды. Драка из-за женщин с чужаками явление абсолютно ожидаемое, особенно в юности, когда сперма бьет в голову особенно сильно. Если же грамотно понизить старых воинов по статусу (а не убивать), то и претензий ни у кого не будет.

    Но главное здесь: легко объяснимый источник еще одного табу – на кровосмешение с родителями.

    А племя тем временем растет, и аньды становятся разновозрастным, - там, где женщины рожают до конца, разница в возрасте между детьми группы матерей достигает приличных значений. И поскольку аньда так и держится вместе, возрастная иерархия неизбежно рушится, и на первое место выходит иерархия аньд-поколений: каждая аньда прекрасно знает, какая из соседних аньд им ровня, а какая поколением старше или младше.

    Теперь на генерацию юных девочек претендует не просто генерация старших воинов, а генерация мужчин старшей аньды. Право сильного неуклонно превращается в право старшего поколения, в право сеньоров, своеобразную дедовщину. Рудимент этого обычая широко практиковался в Аравии в середине XIX века: жених стоял в очереди на невесту последним – первыми оценивали приобретение его старшие по статусу родственники.

    Но главное не это. Главное это право матери на кусок хлеба от сына, - превращающееся в право материнской аньды на долю добычи дочерних аньд. По сути, это – налог. Или, если угодно, дань – абсолютно легитимная, без малейших примет бандитизма.

    Это уже практически Цивилизация.

Отредактировано VPolevoj (18-02-2013 12:56:54)

0

3

ФАЗА № 2. ВЫСОКОРОДСТВО

    Напомню основную причину, по которой счет родства так и ведется по матери, а не по отцу: отцы все время меняются, а потому мужская аньда может собрать в виде войска только саму себя, а вот женская – всех своих детей, внуков и правнуков. И эта власть старших матерей иерархизирована самым естественным образом - по поколениям. Каждый знает свое место сызмальства: дети подчиняются матерям, матери – бабушкам, а бабушки – прабабушкам, и, чем выше вверх, тем меньше властители числом и больше – влиянием.

    Система устраивает всех: старшие аньды усиленно дефлорируют девочек и собирают дань - в строгом соответствии с тем, кто кому кем приходится. Это не жадность, это вопрос поддержания престижа группы. На младших, поскольку их больше числом, налог невелик, плюс они знают, что точно так же сядут своим потомкам на шею. Идеальное, неустанно возобновляющееся пирамидальное государство.

    Здесь и начинается распад. Параллельно внутри аньд начинаются построение иерархии относительного высокородства. Да, они все – братья и сестры, но если женщина рожает до конца, возраст ее детей простирается от 4-5 до 40-50 лет. Перед ней они равно младшие, а для младших аньд - одинаково старшие. Даже трехлетний имеет право заседать на совете семьи и покрикивать на взрослых детей своих братьев. Поэтому именно последыши – наивысшая драгоценность рода. Поколение за поколением, и однажды они будут иметь формальное право отдавать приказы всем, - потому что принадлежат поколению предков. Действительно принадлежат. Именно поэтому кое-где в Средней Азии все родительское имущество наследует последыш. Это самый верный путь в бояре.

    Первенец же… зачатый заведомо не от мужа его матери, никому в семье особо не нужен. До власти ему не дотянуться никогда: в иерархии поколений первенец - самый младший, а значит, наименее ценный. Именно их и отдают племенным богам в жертву, когда всерьез прижмет.

    И это уже – феодализм.

0

4

ФАЗА № 3. ДИНАСТИЯ

    Когда еще вчера единая аньда начинает разбираться, кто внутри нее старше, начинается распад племени и... построение государства. Налоговая система уже сформирована, - младшие аньды платят старшим. Эти налоги принадлежат ВСЕЙ старшей аньде - вне зависимости от того, кто в ней по рождению старше, а кто младше. При этом внутри старшей аньды уже ясно сформировано представление о старшинстве. Налицо конфликт: состриженные с лохов деньги у аньды общие, а влияние внутри нее разное. Эти деньги определенно надо попилить - на общую пользу, но кусок у каждого будет свой - в зависимости от приближенности к Главной Персоне.

    Это и есть рождение династии, - чрезвычайно конфликтогенный период, отраженный в истории Испании в начале XVI века, в начале XVIII века, а на деле происходивший в начале века XIX.

    Что есть династия? А это первые среди равных. Короли меняются на раз (пока аньда властителей жива, желающих масса), - пока не придет тот, кто установит новые правила игры. Новые правила игры это первородство.

    Идея права первородства столь же гениальна, сколь и еретична. По сути, это главная "пирамида" в истории человечества - лучший способ кинуть всех и сразу. Едва первородство установлено, бесконечная ротация регентов при королеве прекращается, и появляется Монарх. Дело повсеместно выгодное: каждый дефлоратор, в общем, помнит, кому сделал первого ребенка, а потому начинает пускать слюну на имущество младших аньд, - и схема проходит на ура.

    Возникает новая проблема - общее имущество старшей аньды стремительно дробится меж "уделами". Плюс, члены старшей аньды по традиции не платят монарху ни копейки, и он не в состоянии их к этому принудить. Если кто вспомнит, чтобы боярин платил Государю, буду чрезвычайно признателен. В этом и есть разгадка крайней бедности первых монархов Европы. Их вассалы купаются в роскоши, а они тянут на себе все, да еще и покорно разрешают боярам пилить госзаказы.

    Ясно, что концу быть - через насилие.

0

5

Краткая история налогов

   Фаза № 0. Пока дети не переженились, вся добыча приносится матери. Она собирает всех за одним столом и делит еду поровну, - так, чтоб досталось каждому.

    Фаза № 1. Аньда. Право сильного превращается в право старшего поколения. Дочерние аньды приносят материнской аньде часть добычи, и матери делят излишки поровну, - так, чтобы неудачливые охотники могли поесть и набраться сил. Между собой аньды не дружат, а через матерей связаны.

    Фаза № 2. Высокородство. Приносимые в старшую аньду излишки превращаются в дань. Это чрезвычайно высокий уровень развития человечества, - создаются запасы на много лет вперед. Когда придет голод, матери справедливо поделят сохраненное.

   Фаза № 3. Династия. Императрица принимает налоги, как мать - корочки хлеба. Назад они не вернутся никогда, все уйдет на плотины, флоты и политику. Но символическое кормление добытчиков остается. Рудимент виден в истории Китая XX века: Цыси, как мать, кормила своих придворных с руки (кеш), и горе тому, кого она обнесла.

    Всего фаз целых восемь, четвертая - поворотная, пятая заложит основы грядущего мироустройства, восьмая завершит старый цикл.

0

6

Собственность

     Собственность ни дня не была общей.

    Посмотрите на войну детей за игрушки в песочнице, - это биология; преодолеть невозможно. Добыча принадлежит не добытчику, а тому, кто вправе отвесить добытчику щелбана. Даже в старой сложившейся семье споры остаются: жена попрекает мужа за то, что не той дорогой поехал, а муж жену - за то, что не так ему дает. То есть, собственность имеет не тот, на кого она записана в анналах, а тот, кто ею пользуется. Поэтому и делят именно право пользования. Процесс не прекращается ни на миг: пацаны делят районы (хотя формально это ведение мэрии), девочки - мальчиков, мужчины - женщин, специалисты - компетенцию, бабушки папы и мамы - внуков, и так до могилы.

    Когда мать раскладывает еду по тарелкам, она властвует.
    Когда материнская аньда собирает дань и перераспределяет ее, она поддерживает свой вес в обществе.
    Поэтому, когда аньды попали в ловушку старшинства поколений (казалось, такого стабильного) и сами стали распадаться по старшинству, предметом дележа стало право управлять. Но, вот беда, имущество аньды неделимо.

    Тогда и появилось рыцарство.

    Рано или поздно одна из девочек старшей аньды (последыш последышей) становится самой главной. Руки ее может добиваться каждый благородный (то есть, из старших аньд) мужчина, - поскольку родство считается по матери, дитя все равно будет САМЫМ высокородным. Именно поэтому турецкие принцессы (не путать с женами из гарема) и пользовались полной половой свободой.

    Тот рыцарь, что одержит верх на турнире, и становится мужем королевы, а затем и регентом ее высокородного ребенка. Но главное, он "садится на трубу" и начинает перераспределять потоки общего имущества - сам или с помощью друзей.

    Не думаю, что эпоха рыцарства длилась долго. На то - две причины:
    1. Хронически сытая старшая аньда бесстыдно размножается, и число гипотетических претендентов на руку прекрасной дамы зашкаливает за разумные пределы.
    2. Общие денежки мало-помалу пилятся наиболее приближенными лицами, и конкурентов по уровню влияния им уже нет.

    Сходные процессы происходят и в младших аньдах, и возникает потребность в неравенстве. То есть, в правах личности. То есть, в частной собственности. То есть, в первородстве. Здесь все вместе.

    Какие силы могли поддержать этот процесс?
    Во-первых, это первенцы от сеньоров, коих за ненадобностью тысячами ссылали в монастыри и отдавали в армию. По отцам они САМЫЕ высокородные, плюс были самой дисциплинированной и отмороженной частью общества. Над теми и другими стояла Армия и Церковь. Армия с удовольствием брала на себя карательные функции, а Церковь (напичканная кастрированными первенцами сверху донизу) - идеологические. Именно эти две силы - основные творцы Нового Порядка.

    Роль купцов мне пока неясна.

0

7

Распад старшей аньды

 
    Есть важный момент: когда старшая аньда дробится по старшинству, возникает момент, когда монарху не на кого положиться, кроме как на тех, кто держит деньги. У своих "братьев по аньде" брать нельзя, - тут же используют для передела власти. У нижних аньд не возьмешь, - все налоги с них учтены и принадлежат ВСЕЙ старшей аньде. Есть лишь одна структура, способная спонсировать формирование единой страны под одним монархом - ростовщики.
 
  ***
    ПОЗДНЕЕ ПРИМЕЧАНИЕ:
    Есть еще одна сила - монахи-первенцы. У них деньги были. Показателен период, когда Библию было запрещено читать, а ученые Европы один за другим подавали протесты против искажения текста Святого Писания. Думаю, речь как раз о до того не существовавшей темы первородства.

0

8

Небольшое пояснение.

Эта гипотеза не моя (как можно было бы подумать), а Андрея Степаненко - он писатель, автор работ по Новой истории.

Ссылки не давал по той простой причине, что он сначала заикнулся о том, что у него всего будет 6 фаз, а он изложил лишь три (четыре с 0-й), и я все ждал оставшиеся три, но их все не было и нет.

Зато он разродился новой целостной концепцией, которая вроде бы на этот раз законченная.

Поэтому излагаю её тут же, в этой же теме.

0

9

НЭ. История вкратце

ПЕРВЫЕ ЦЕХА
Первая торговля-обмен была межплеменной: мы вам рыбу, вы нам пшено. И едва появилась внятная специализация, появились начатки «средневекового» цеха. Суть цеха ведь проста: клан специализируется и занимается тем, что приносит наибольшую пользу.

ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ
Соль была нужна всем, плюс она хорошо хранится и позволяет сохранить мясо и рыбу. Соль и стала первым всеобщим эквивалентом (деньгами). А позже появился и металл, также удобный тем, что хранится бесконечно.

ПЕРВЫЕ КУПЦЫ
За новыми товарами приходилось ездить (плавать) подальше, и операции обмена стали тройными, четверными и так далее. И однажды до кого-то дошло, что можно заниматься только торговлей. Так появился прообраз первых торговых компаний, кстати, поначалу состоявших только из родственников.

ПЕРВЫЕ ФИНАНСЫ
Едва появились первые купеческие племена, появилась и конкуренция меж ними. Возник мотив заключать сделки на будущий урожай, а значит, понадобился и залог. Причем, для залога металл удобнее соли: слитки с клеймом ни подрезать, ни переплавить. Более того, у племен, переживших залоговые операции, появляется необходимость резерва. Перед нами первые финансовые операции – на племенном уровне. Определение ниже.

Финансы (от наличность, доход) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

НАЧАТКИ ГОСУДАРСТВА
Любая мать вправе рассчитывать на помощь детей, и она же вправе одарить менее удачливых добытчиков за счет более удачливых. Так же и в  племени: вся собственность общая, но руководят этой собственностью старшие – по-семейному. В качестве реликта эта семейная манера управления дожила до XX века – в Китае. Императрица Цыси собирала подати в довольно жесткой манере, но считала своей обязанностью вернуть собранное у «своих детей» тем же «детям»: регулярно собирая губернаторов, она по-матерински кормила их (кеш) с руки. Это и есть государство: собрать, чтобы затем снова раздать, - но уже из своих рук. То же делает разумная хозяйка: зарплату у мужа забирает, но кормит вкусно, а одевает престижно, - так, чтобы мужик на уровне подкорки помнил, из чьих рук он получает все, что имеет.

ПЕРВЫЕ ТАРИФНЫЕ СТАВКИ
Едва появляются излишки, возникает проблема справедливого распределения, но речь не идет о количестве вложенного труда: первое представление о справедливости связано со статусом.
Племя жестко иерархизировано по степени старшинства семей. Каждый вышестоящий уровень вправе ожидать от нижестоящих своей родительской доли. Чтоб подать собрать, а потом с руки покормить. Поэтому ответственные места, типа учета, клеймения, охраны, достаются старшим семьям. Уровень ответственности совпадает с уровнем старшинства и, в конечном счете, с размером доли. Именно так делили египетскую добычу мусульмане: вдовам Мухаммада по 10.000 частей, воинам – по 500, а детям вдов по 10 частей. И это не коррупция, это логика большой семьи: отцу – на зимнюю резину, а сыну – на жевачку.

ПЛЕМЯ КАК АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Солидарная ответственность племени возлагает издержки на всех, а управление доходами в руках немногих, - это принципиальный момент. Рискует совет директоров, а платят за этот риск рядовые акционеры. Рискнули наци, а заплатили за военное поражение рядовые немцы, их избравшие. Решает, прыгать или нет, мозг, а болят переломанные ноги. Схема вечна и универсальна.

КАПИТАЛИЗМ И СОЦИАЛИЗМ
На самом деле, ни того, ни другого не было, и нет. Есть единая система, объединяющая и то, и другое. Производство везде плановое и социалистичное, а торговля полна рисков и произвола.
Советский Союз производил по плану и платил «по труду», а торговал на свободном от марксизма-ленинизма мировом рынке. Индейцы в редукциях иезуитов производили массу продукции, по сути, за еду, а торговали это продукцией по всей планете. Крестьяне на монастырских землях работали бесплатно, а Коптской, Католической и Православной Церквям принадлежала треть мировых ресурсов. Форд – всем буржуям буржуй – у себя на заводах ввел вполне социалистическую дисциплину. А корни всего – в племенных порядках: для внутреннего употребления социализм (планирование), а для внешнего – капитализм (конкуренция).
Почему только так? Да, потому что боец не может допустить произвола на тренировках, - только жесткая дисциплина, самоограничение и труд, а потом выходит на ринг, и победа съедает все. Рынок это ринг.

ТРИ СЛОЯ
(версия)
Капитал всегда стремится слиться с властью; в каком-то смысле он всегда олигархичен, а клан Кеннеди равнозначен клану супруги Ким Ир Сена. Это все – Игроки, самый верхний слой цивилизации.
Второй слой – институт зиц-председательства, вся эта прокладка от министров, депутатов и президентов до ментов и пенсионного фонда. Эта прокладка и обеспечивает клановый характер управления и всенародный способ производства.
Третий слой – собственно народ.
Основа такого деления видна уже в Константинополе времен Ираклия: из четырех димов два ведущих – купцы и военная аристократия. Иногда военным кажется, что они круче, но это ненадолго.

АНТИЧНОСТЬ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Сейчас, как никогда прежде, убежден: это одно и то же. Та же экономика, те же города-государства, те же технические задачи и те же успехи, - вплоть до прорывных плаваний вокруг Африки и античных артефактов в археологических находках Америки. Разделили эпохи преимущественно географически: античность на картинках южно-европейская и вообще средиземноморская, а возрождение отнесено на север. Только поэтому антика ходит в хитонах, а возрожденцы в соболях. При сицилийских и карфагенских плюс 50 градусов в соболях не походишь.

ТЕМНЫЕ ВЕКА
Соответственно, «темные века» ложатся на XVIII- XIX века. Аргументов полно.

КЛЮЧЕВОЙ ДОПОТОПНЫЙ ПРИНЦИП
Вассал моего вассала – не мой вассал. Этот принцип делает императора никем. Ни один крестьянин не подчинится императору, - пока этого не прикажет его сеньор. Между верховной властью и народом – пропасть, а потому убийства императоров никого не напрягают. Все меняется с введением Патриархата; именно это мгновенно централизовало власть и сделала монарха реальным субъектом власти над страной. Но об этом – отдельно.

0

10

НЭ. История вкратце - 2

Получил закономерный вопрос: «первые финансы и сразу БАЦ - фьючерсные контракты. А где же становление монетарной системы?»

Дьявол кроется в деталях, наверное, поэтому историки так часто избегают детализации. Давайте рассмотрим несколько деталей.

ОСНОВА ПРАВА
Вассалитет это развитие, а затем и подмена родоплеменных отношений. Еще вчера это была одна большая семья, где сеньор знал молодаек в лицо и успевал покрыть всех, но, теперь свадеб 400-800 в год, а знать знает, что такое мыло, и удовольствие превращается в тяжкую и нелюбимую работу. На поздних стадиях испанский гранд торопливо переступал через брачное ложе с покорно возлежащей не всегда юной и свежей крестьянкой, получал десяток серебряных монет и на этом считал долг сеньора исполненным.
Совершенно то же делали и отцы-настоятели монастырей – на тех же правах феодалов. Только Великая Французская революция отменила сеньоральные права Церкви, то есть, на вопрос «кому принадлежала церковная собственность», ответ один: главам приходов. Не церкви, как единому целому, а вассалам епископов, бывших в свою очередь, вассалами Папы.

ОБЩАК
По сути, феодальная собственность идентична собственности криминальных групп: ОПГ имеют собственные деньги, хотя что-то отстегивается смотрящему, в свою очередь что-то отстегивающему авторитету. И это НЕ ЧАСТНАЯ собственность.
Точно также, кстати, формируется и собственность государства: местные бюджеты пополняются данью с местных коммерсантов, и часть отстегивается наверх – главной крыше. Структурно, государство – ясный реликт феодализма. И главное: собственность государства, криминальных структур и феодальная собственность – реликт собственности родоплеменной - с тремя основными правилами:
1.    В общак вкладываются все.
2.    Общак выстроен иерархически
3.    Приватизация общака, как правило, невозможна

ПОЧЕМУ ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕВОЗМОЖНА
Технически поделить бабло несложно, но это сразу же приведет к обвальному падению возможностей. Пока деньги в куче, они – залог политической силы. Можно купить ген. Прокурора, можно выиграть войну, а главное, можно держать крупные проекты. Едва деньги поделены, общая сила испаряется, а вчерашние члены могущественной конторы становятся в один ряд с лохами.

НАЧАЛО ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Самое время заявить: первые финансовые операции произошли задолго до формирования частного капитала. С самого начала торговля – вотчина сильных семей, возглавляющих сильные племена. Монета в нынешнем виде еще не нужна, достаточно эквивалентных товаров, например, клейменых слитков меди или серебра. Именно такие слитки с клеймами племен, – чтоб знать, где чье, – таскал с собой Моисей. Именно таким слитком, если верить версии, что его рубили, являлся поначалу рубль.
Монета не нужна потому, что торгуют племена с племенами, а внутри племени – социализм. Сильно недооценен и тот факт, что монета появилась ДО становления частной собственности и государства в нынешнем понимании. Внутри страны рулят племенные кланы, и каждый клан несет ответственность за вес и качество своей и только своей монеты – по сути, маленького слитка. Именно поэтому у Флоренции своя монета, а у Венеции – своя, и каждый горожанин – соучастник местной «Коза Ностра» (общего дела) и реальный его акционер.
Более того, пока живо материнское право, и власть пронизывает общество насквозь – от прабабушки до правнучки, – сеньор города не является собственником своей собственной казны: он всего лишь держатель общака. Только введение патриархата позволит разрубить племенные узы, раздробить власть посемейно и поставить вопрос о собственности семьи.

О ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
На самом деле, частной собственности в чистом виде еще нет. Наследники могут объявить родителя недееспособным и через суд вступить в управление тем, чего не создавали. То есть, мы видим собственность СЕМЬИ, в которой глава – лишь временный управляющий с правом подписи.
История сохранила свидетельства о первых шагах к частной собственности, - когда отцы получили право лишать сыновей наследства. Забавно, что в Европе XIX века и речи не шло о лишении дочерей приданого. Какая уж тут частная собственность? Перед нами внятный реликт материнского права.
Думаю, частная собственность победит лишь после победы над семьей.

ПРЕСТУПНОСТЬ
Функционально мужчина – агрессор. Чем больше он отнимет у природы и других самцов, тем лучше будет обеспечено его потомство. Когда мужчины объединяются, они отнимают успешнее, именно поэтому в примитивных племенах под защитой права находятся только члены племени. Чужаки – вне закона, и это – норма.
Когда племя создает цех или компанию, действуют совершенно те же правила. ФУНКЦИОНАЛЬНО корпорация мужчин находится в состоянии хронической войны со всеми внешними корпорациями, что в качестве реликта передалось массе современных институтов.

За рамками законов действуют спецслужбы; у них война всегда.
За рамками законов действуют олигархические корпорации.
Периодически плюют на закон военные, приходящие к власти.
Само собой, вне закона работает профессиональная преступность.
Охотно работают с нарконаличностью банки, даже самые крутые.
Довольно независимы от государства разного рода Центробанки. На днях вычитал, что в России юридического определения термина «деньги» нет вообще; всякие «ценные бумаги» определения имеют, а деньги – нет. То есть, деньги – за рамками закона, а, возможно, и над ним.

Наблюдаемое СИСТЕМНОЕ беззаконие наиболее крупных структур закономерно. Закон хорош в коровнике, когда надо ткнуть доярку носом в расписание и указать ей, что время тебя доить еще не пришло, и у тебя еще есть законные полчаса для питания и релакса. Но если ты вышел на ринг, и проигравшего, по правилам чемпионата поставят на четвереньки и заставят целовать победителя в анус, забудь о законе коровника. У тебя один закон – победа.
В этом основная причина того, что все идет, как идет: внизу, начиная от президента (обычно включая его), почти ни перед кем такой выбор не стоит.

ПЕДЕРАСТИЯ
Пропаганда педерастии – еще один камень на могилу свободы. Гена педерастии нет, какой-либо предрасположенности к ней так и не нашли. А что есть? А есть мальчик, на каком-то этапе испугавшийся настолько, что отказался выполнять основную мужскую функцию – сражаться. Как тот павиан Конрада Лоренца, с визгом подставлявший зад доминантному самцу – лишь бы простили.
Как только мужчины планеты внутренне согласятся считать педераста ровней себе, они станут ему ровней – на деле.

0

11

НЭ. Демографические темпы от Адама

Предположим, Адама и Еву действительно создал Господь или, как вариант (специально для уфологов), сбросила на Землю летучая тарелка – за нарушение воинской дисциплины; стерли память и выбросили – без инструментов, без подготовки и даже без трусов. Как быстро они создадут цивилизацию?

ГРУБАЯ ОЦЕНКА
Охотнику и собирателю для прокорма надо очень много земли. Едва плотность заселения повышается, угодий начинает не хватать, и лишние люди мигрируют в другие края. Есть еще один фактор: количество людей в группе. На уровне примерно в 1200 человек для поддержания порядка требуются несемейные механизмы управления, - люди перестают помнить, кто есть кто. Дикий человек несемейные механизмы создать не может, поэтому дробление племени и расселение неизбежно.
Аборигены населяют Австралию в количестве 0,03 человека на квадратный километр, и если оттолкнуться от этой плотности и максимальной численности группы в 1200 человек, для заселения охотниками и собирателями всей Земли надо 4,5 миллиона человек.

КАК БЫСТРО ЗАСЕЛЯЛАСЬ ЗЕМЛЯ?
Для первобытных народов до контакта с европейцами были характерны нормальные демографические показатели, - это общее место. Даже вымирающие северные народы России имеют вдвое лучшие показатели, нежели в целом по стране. Самый низкий показатель прироста у коряков – 0,7 на тысячу. На него и обопремся.
http://www.niiss.ru/mag13_probsmalnat.shtml

Итак, чтобы потомство Адама и Евы выросло с 1200 человек до 4,5 млн. и заполонило всю Землю, нужен (при корякской демографии) всего 1181 год. И здесь просто обязан появиться прогресс технологий, потому что земли для прокорма старыми методами уже не хватает.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
1181 год – сильно завышенная оценка.
1. На человека НИКТО не охотится – только акулы, принимающие пловца за тюленя, да старые беззубые тигры.
2. У человека нет врагов. Первым делом люди зачищают окрестности от всех конкурентов за пищевую базу. Особенно этим славятся примитивные племена. Угроза первобытным племенам исходит лишь от более развитых племен.
3. Первобытного человека никто не спаивает и не изводит ради скальпов на парики. А главное, у него не отнимают землю под лесоповал или химкомбинаты. Если возникает серьезная угроза, охотник просто откочевывает.
4. При плотности населения 0,03 человека на квадратный километр и полном отсутствии торговых путей эпидемий быть не может в принципе.
5. Климат – не проблема. Огнеземельцы, пока их не перестреляли белые, ходили голыми при минусовой температуре, а их дети на фотографиях выглядят вполне упитанными и здоровыми
6. Проблем со здоровьем у охотников и собирателей нет. Хорошо известный археологам факт: проблемы появляются только с началом употребления термически обработанных злаков. То есть, на деле потомство прибывает втрое, а то и впятеро быстрее.

Итак, по самым осторожным оценкам, через 1181 год дикости земля заселена, и наступает перелом. Просто потому, что земли, чтоб кормиться, чем Бог послал, уже не хватает. Хуже того, при той же корякской демографии для достижения численности в 6 млрд., нам требуется всего 1957 лет.
Но столько лет не потребуется; переход от собирательства к сельскому хозяйству рывком поднимает темпы прироста населения. Российские темпы прироста конца XIX века – 16,4 человека на тысячу, и это несмотря на регулярные эпидемии оспы и холеры (медпомощи село практически не получает), неурожаи, голод и войны. При таких темпах население вырастает с 4,5 млн. человек до 6 млрд. за 443 года.
Даже с учетом времени медленного роста (0,7 человек на тысячу) с двух человек (Адам и Ева) до 1200 (максимальное число в простой племенной группе), и такого же медленного роста с 1200 до 4,5 миллионов, для достижения 6 млрд. требуется всего 2541 год. Как тут не подумать о тарелках? Какая, нахрен, миллионолетняя эволюция?

0

12

RE: НЭ. История вкратце - 3. Секс

НАЧАЛО ЦИВИЛИЗАЦИИ
Допустим существование человека на уровне животного. Царит право сильного. Мозгов практически ноль. Лексикон мизерный или отсутствует. Понятия еще не сформировались. Девочки достаются самым зрелым и наглым самцам. Они и есть власть – тупая и беспредельная.

ИМПРИТИНГ
Это понятие когнитивной этологии и психологии и первая цивилизующая сила. Ребенок, сосавший грудь до трех и далее лет (что у диких племен есть норма), совершенно четко ассоциирует все блага с мамой. Через 15 лет у матери, как минимум, 6-8 выживших детей. Еще через 15 лет все 6-8 зрелых детей 45-летней старухи вполне состоялись, и у них у всех порядка 50 детей. При этом личность еще не развита; дикарь воспринимает себя неотъемлемой частью своей семьи, - куда все, туда и он.
Это огромный, тесно сплоченный клан, который в состоянии наказать любого обидчика своей праматери, просто потому, что и самого крутого самца можно убить во сне, а 50 человек могут назначить даже круглосуточное дежурство. То есть, всего через 30 лет беспредел заканчивается, и начинается какая-никакая, а цивилизация. Перед нами первая ступень социального развития.

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Политическое влияние старухи было огромным: ей подчинялись ее дети, а ее детям подчинялись их дети. Это первая пирамида - власть как она есть. Мужчины имели то же количество детей, но их власть рассредоточена; поскольку дети рассованы по разным женщинам и семьям - в одну кучу не собрать. Ну, и груди у мужика нет. Именно поэтому личная власть мужчины ничтожна; он был силой только в стае таких же мужчин, связанных узами родства по матери.
Однако мужчина весьма ревниво следит за тем, чтоб ему не перешли дорогу, особенно подрастающий молодняк. Это его природа.

СЕКС КАК РЕГУЛЯТОР
Чтоб отрезать молодняк от власти, в племенах используется секс. Кон пишет о традиции сексуального использования детей в примитивных сообществах: их имеют без различения пола и кормят тем молоком, которого нет у женщины – кое-где в Африке прямо сейчас. И речь не об «особой любви».
Секс имеет прямое отношение к установлению иерархии уже потому, что поза «подставы» у приматов признак подчинения. Именно поэтому так опасны нынешние игрища со свободой нетрадиционной «любви». Рациональное зерно здесь простое: педераст (имеется виду пассивный) это человек, настолько запуганный, что не смеет даже посягать на женщин. И даже если его никто никогда не пугал, и он и впрямь крутой сексуальный экспериментатор, на подкорку это подействует именно как «зашуганность». Просто потому, что мы – приматы.
Женщины сексуальной тирании зрелых самцов не препятствуют, - лучше стабильность, чем понты подростков. Старшие доминируют, младшие подчиняются, и никто всерьез не беспредельничает. Кроме того, самцы склонны убивать детенышей и подкармливать свои сексуальные объекты. Поэтому чем больше сексуальных услуг оказывает ребенок, тем он в большей безопасности.
Налицо вторая ступень социального развития, и формируется она благодаря биологической доминанте буквально за одно поколение, - для следующего поколения такой порядок – уже закон.

ДРОБЛЕНИЕ НА ПОКОЛЕНИЯ
Доминирование старших не может быть оторвано от конкретных семей: в первую очередь старшей женщине подчиняются ее дети, а ее дочерям – их дети. Такая ступенчатая иерархия также формируется по историческим меркам почти мгновенно, и каждая ступень представляет собой фратрию (братство), благополучно дожившую до уровня древних греков. Перед нами уже третий уровень упорядочивания отношений.

ТАБУ НА КРОВОСМЕШЕНИЕ
(четвертая ступень)
Дикарь не имеет представления о генетическом вырождении, и табу на сестер может сформироваться единственным образом: старшие самцы строго следят, чтобы молодые, наиболее привлекательные девчонки доставались именно им.
Впоследствии право старших самцов на девчонок трансформируется в право жреца, а затем и в право сеньора, и поскольку отцовство установить невозможно, отцы вполне могут спать с дочерьми. Так, у малайского племени закаев и баттов (Суматра) право дефлорации еще недавно принадлежало отцу.
Старухи, скорее всего, переходили в руки молодняка. Именно отсюда свидетельства миссионеров о том, что сыновья спят с матерями. В одном из некогда живших диких племен мальчиков после посвящения в мужчины отправляли в лес к некой «богине», скорее всего, опытной женщине старшего возраста. По массе косвенных указаний, табу на те или иные сексуальные табу возникали именно как статусные: «салагам» положено то, что похуже, «старикам» - то, что получше. Сформироваться эти табу – по естественным причинам – обязаны чрезвычайно быстро.

НАЧАТКИ ПУНАЛУА
Прирост населения при том, что каждый привязан к матери, довольно быстро приводит к дроблению племени на семейные кланы. При этом внутри такого клана старшие самцы доминантны, а у подростков на женский пол жесткое табу. Но вот подросток получил статус мужчины, и куда его девать?
Думаю, на каком-то этапе кланы просто вырезали соседние кланы и захватывали чужих женщин – просто чтоб сбагрить куда-то молодняк. Затем этот молодняк был вынужден принять подросшее поколение новых «мужчин» своей семьи, и ротация мужчин между кланами стала нормой. Женихи приходили в соседний клан, где их, как своих, принимали их дядья по матери. Так и вышло, что мужчины и женщины одного племени, как правило, разных корней, иногда с разными богами и языками. Так называемые «женские тайные языки» в Африке и сейчас в ходу.
Это уже пятая ступень развития, и наступает она так же быстро, как и все предыдущие – ввиду естественности. Более того, она видна не только в Африке, но и в России. Чтоб возникли враждебные анекдоты о теще, теща должна быть субъектом власти, а зять – примаком. Если девку отдают замуж в соседнюю деревню и более с ней даже не видятся, то анекдот про тещу – нонсенс. То есть, описанный перелом по историческим меркам произошел буквально вчера.
На то, что на Руси отдавали именно жениха, указывают и сказки о мертвом женихе.

ДЕФЛОРАЦИЯ
Упорядочение дефлорации до уровня ритуала – шестая и крайне важная ступень. Отсюда выросло все феодальное право. Сначала вкратце перечислю основные известные желтой прессе варианты.

ГРУППОВАЯ ДЕФЛОРАЦИЯ
Балеарские о-ва. С невестой ложился самый старший и почетный из гостей, затем следовали остальные - в зависимости от ранга и возраста. Жених был последним.
В точности тот же порядок действовал в Аравии середины XIX века.
В долинах горного Тибета до свадьбы девушка должна была отдаться как минимум двум десяткам мужчин. Обычно уговаривали проезжающих чужаков.
Северная Африка. Начало Н.Э. С невестой совокуплялись все гости по очереди, и каждый гость дарил ей специально приготовленный подарок.
То же самое происходит прямо сейчас в племенах Центральной Австралии, Центральной Америки, на Маркизских островах и в Папуа и Новой Гвинее.

ПРИМЕЧАНИЕ: кровь девственницы – опаснейший магический ингредиент. И жених в очереди последний не только потому, что он ниже по статусу; это круговая порука, где пролитая девичья кровь ложится на каждого. Именно так в русских деревнях убивали конокрадов – топтали всей деревней, от мала до велика, - чтоб в ссылку идти всем вместе.

ДЕФЛОРАЦИЯ МАГИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТОМ
Жители племени куаньяма, что живет на границе с Намибией, дефлорировали девочек с помощью куриного яйца.
В племенах Центральной Австралии, Центральной Америки, на Маркизских островах и в Новой Гвинее перед свадьбой пожилая женщина лишает девушку невинности костяным ножом или пальцем.
В насквозь исламском Египте XIX века невесту публично дефлорировал жрец – пальцем, обернутым в платок.

С ЯСНЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ СМЫСЛОМ
В Древнем Египте. В определенный день девственница приходила в храм Великой Богини и отдавалась первому подвернувшемуся мужчине.
У древних скандинавских племен волхв уводил девственницу в лес, приносил богине Фрие жертву и только после этого совершал с девушкой ритуальное соитие.
Есть свидетельство, мне пока неясное. В Италии в XVIII веке часть монастырей являлись местом, где монашки ложились под высокородных сеньоров.

ДЕТИ БОГОВ
Иисус далеко не единственный Сын Божий (он, кстати, первенец, что важно). Почти все древнегреческие герои зачаты в храмах божеств, детьми которых они считаются, - прочел в солидной работе, давно. Александр Македонский зачат конкретно жрецом Нектанебом, одетым в шкуру барана, на острове Элефантина, в верховьях Нила. Перед нами внятное племенное право жреца или шамана.

ДАТИРОВАНИЕ
В Европе (а это самый развитый регион) этот обычай просуществовал до XVII-XVIII веков. В Швейцарии это право исчезло в конце XVI века. В Баварии обычай существовал до XVIII века. В некоторых областях России такая практика оставалась вплоть до отмены крепостного права (1861 год). Подчеркну, речь не о блуде, речь о праве сеньора.

РАЗВИТИЕ ОБРЯДА ДЕФЛОРАЦИИ
Так это должно выглядеть по этапам:
1.    Исключительное право старших самцов на самых юных
2.    Право старших членов клана опережать жениха
3.    Право сеньора
4.    Право вождя (шамана) уберечь жениха от этой магической напасти
5.    Право божества, которое действует посредством жреца

Прогресс по части дефлорации застрял в разных сообществах на разных этапах из-за наступления благоприятных условий. Люди охотно закрепляют обычаи, сопутствующие успеху. Яркий пример – КНДР, где все так и застряло в феодализме. Если все хорошо идет, то и менять ничего не нужно. Прогресс Европы связан как раз с тем, что ей приходилось особенно несладко, и все, не работающее на благо, отлетало как шелуха. К переменам толкают проигрыши, – так уж вышло.

Отредактировано VPolevoj (08-07-2013 09:30:38)

0

13

RE: НЭ. История вкратце - 4. Брак и дети

СЛЕДЫ МАТРИАРХАТА
Основа матриархата: правит мужчина, но родство считается по матери, по ней же передается имущество.
Даже в конце XIX века отец не имел права промотать приданое дочерей; оно ему не принадлежало. То есть, древнеримская традиция в XIX веке жива-живехонька. Сын, чтобы выжить, как правило, уходил на службу или искал богатую невесту.
Власть у ацтеков времен Кортеса передавалась вместе с приданым дочерей – даже не правителя – правительницы.
Именно поэтому на Чукотке при мятеже против русских были убиты все их (чукотские) жены и прижитые дети, - чукчи рвали кровные связи.
Папский престол передавался племянникам по женской линии вплоть до XIX века (непотизм).
В церквях Ближнего Востока непотизм патриархов сохранился до XX века.
В Средней Азии и на Кавказе брат матери - самый близкий родич-мужчина.
У батаков (Северная Суматра) юноша не свободен в выборе невесты. Идеальным считается брак с двоюродной сестрой - дочерью дяди по матери.
Индонезии. Девушка имеет право самой выбирать жениха. Если он ей не понравится, через три месяца она сможет от него отказаться и выбрать другого.
Турецкие принцессы пользовались неограниченной половой свободой.
Алжир. В этой стране разрешено женщинам рождение "спящих детей" - тех, которые появляются во время длительного отсутствия мужа.
У киргизов, казахов и каракалпаков свадьба проходила в доме невесты. В доме жениха она лишь повторялась.
Вплоть до конца XIX века в Финляндии парни приходили ночевать в дом потенциальной невесты. Налицо следы прежнего полноценного примачества.
Бали. За свадебным столом сидят только женщины, т.к. мужчины, готовившие блюда для пира всю ночь, в это время отдыхают.
На островах Тробриана если девушке приглянулся какой-нибудь юноша, она сообщает об этом особым образом: дарит его матери или сестре часть веревки.
У некоторых индийских народностей на свадьбе в храме присутствует только невеста. Видимо, когда-то эти храмы специализировались на дефлорации.

ПЕРЕХОД В ЧУЖОЙ РОД
Переход в чужой род – жесточайшее табу. Следует предварительно либо изгнать человека из рода (этот позор хуже смерти), либо символически похоронить. До победы патриархата в чужой дом отправлялись женихи, и хоронили именно их (сказания о мертвом женихе). Я сильно подозреваю, что обряд инициации мальчиков, когда им дают психоделики, это как раз символическая смерть – для легитимной передачи в чужое племя. Недаром обряд перехода в совершеннолетие считается у этнографов лиминальным, то есть, связанным с миром мертвых. Герой такого обряда становится для всех живым мертвецом. Жениха на Руси звали волком или медведем – тотемным животным из мира предков, то есть, из мира мертвых. В том же положении находилась и невеста после обручения и до дефлорации. Так что похороны невесты – важнейшее указание на перелом в родоплеменных канонах. Уже не жених, а невеста должна идти в чужой дом, а значит, и хоронить следует именно ее.

МЕРТВАЯ НЕВЕСТА
(выборочный копипаст, Павел Котов, 16.07.2009 г. По материалам Вокруг Света)

Русские свадебные гулянья - лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся «красным столом». Первая его часть - «черный стол» - почти полностью забыта. По правилам «черного стола», невеста должна ехать в церковь в траурном одеянии. Это - ритуальные похороны, и в глазах сопровождающих она была живым мертвецом. Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (!).
После домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет - цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы.
Считается, что так невеста прощалась с родительским домом. На самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.
Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.
Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай практиковался в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.
В Рязани невест до сих пор называют «русалками», но в русской демонологии русалки это заложные покойники, - те, кто умер прежде отмеренного срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся меж двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.
Отсюда понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами.
Через плечо у дружки повязан вышитый красным рушник. Это символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.
После благословения родителей невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище. То есть, ВСЯ обрядовая часть похорон соблюдена – до деталей.
В доме мужа перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

ТО ЖЕ В ЕВРОПЕ
Германия. Вечером накануне свадьбы друзья невесты приходят к двери ее дома и разбивают о порог блюда и тарелки. Пишут, что в знак удачи. Я же вижу стандартную часть стандартного погребального обряда. На следующий день во время церемонии невеста кладет в карман хлеб и соль. Пишут, что это символизирует изобилие. Я же вижу опять-таки погребальный обряд, сохранившийся в этом качестве у массы народов.

Франция. В 19 веке существовал сложный ритуал возложения венка на голову невесты. В основном, это был венок из искусственных цветов. Подвенечное платье невеста сама не шила; это делали портнихи, которые ее и одевали.

Австрия: Невеста украшает свою фату миртом. Пишут, что мирт – цветок жизни, но это подмена. Нимфа Мирсина была убита, а из ее тела и вырос мирт. Согласно древним арабским поверьям, мирт украшал райские сады, где мы все окажемся.

Видимо, именно поэтому в Швеции невест похищали после проведения всей обрядовой части, но до перехода под власть рода жениха. В этом коротком промежутке невеста была как бы ничья, и законного способа отомстить за такое похищение не было.

БЕЗЗАКОНИЕ
Едва невеста попадала в чужой дом, начинался беспредел. Выше мы видели, что ее попросту насиловали – всем кланом, от старших к младшим. Почему? Да, потому что она – никто, а ее род за нее не вступится.
Во избежание такого поворота у туркмен молодая должна избегать мужской родни мужа и остерегается даже называть их по именам.
Марокканка Карима Эль-Махруг, та самая «Руби», из-за которой Берлускони получил 7 лет, в 9 лет была изнасилована братьями отца (насиловали вдвоем), а мать велела ей молчать об этом. В принципе, все – в рамках матриархальной традиции; на дочку сестры они бы и глаз не подняли – потому что дочка сестры – кровная родственница, а дочка брата – нет.
В свете увиденного стоит усомниться в смысле снохачества, царившего, как пишут на Западе (скромно умалчивая о своих традициях), от Македонии до Волги – и в XX веке, не говоря уже о веке XIX.

ПЕРВЕНЦЫ
В таких условиях первенец заведомо появлялся неизвестно от кого. Проблема повсюду осознавалась, и Наполеонов кодекс гласит: «Отцом ребенка является муж его матери». Однако все понимали, что это не так, а мужской ревности никто не отменял. Отсюда и берут начало корни еще одной традиции – избавляться от первенца любым законным способом.
В Средней Азии и Казахстане лишь теперь уходит обычай отдавать первенца свекрам. Имя первенцу также дают свекры. Иностранцы пишут, что этот обычай был свойственен и русским.
А вот Европа. «Сын рыцаря редко рос в родительском доме. По обычаю, отец доверял воспитание сына в совсем еще юном возрасте своему сеньору».
В том случае, если сеньор был королем, первенец попадал ко двору, где он, как правило, делал блестящую карьеру, а если священником (а таких было – половина), - ребенка отдавали в храм или монастырь (хороший пример Иисус). Тут содержится единственно возможный ответ на вопрос, откуда в Европе столько монахов и монахинь. Неужели все они решили вдруг отказаться от родственников и друзей во имя воздержания и молитв? А это зачатые во имя традиции, по сути, сироты. Дармовое мясо.
В Африке сохранился любопытный обычай, отлично иллюстрирующий это европейское прошлое: после дефлорации жрецом, девушек запирают в монастыре, где они совершают ритуальные совокупления с обожествленным деревянным фаллосом и молятся о даровании племени урожая.

ГОСПОДЬ КАК СЕНЬОР
В отдельных случаях ребенка отдают не сеньору, но Господу.
«Отдавай Мне первенца из сынов твоих» (Исход 22.29).
Все это исполнялось, но на каком-то этапе народ сильно умножился, первенцев стало некуда девать, и жрецы ограничились левитами.
«И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых, они будут взамен их; левиты должны быть Мои» (Числа 3.11-12).
Впрочем, финансовый интерес все еще жив, а потому жива и традиция (Мицва из Торы) выкупать первого сына матери.
Есть указание на изъятие первенца и из скота, но тут все просто: скот сильно табуирован, а потому у примитивных племен женщина не может, к примеру, владеть жеребцом – это не женская сфера, - только лошадью. Поэтому изъятие одного жеребенка в пользу хозяина жеребца (обычно сеньора) выгодное и вполне богоугодное дело.
И последнее. У англичан Бога называют «лорд». Однако лорд это обычный феодальный титул. Вопрос, а о Боге ли речь в Писаниях? Не присягнул ли народ на Библии верить не в Господа, а в своего господина? У майя, например, что предок, что божество – одно и то же, а сеньор, по смыслу, это именно предок. Самый высокородный член племени.

Недаром фараон посягнул именно на первенцев евреев, - совершенно беззастенчиво, как на свое имущество. Здесь ясно сливаются понятия «фараон» и «господь Бог».

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПЕРВЕНЦЕВ
Только поэтому первый кандидат на жертвоприношение – первенец. Он ничей, точнее, он принадлежит зачавшему его божеству. Таков Иисус, таковы первенцы, которых отдавали акулам на Гаити; жрецы вуду имели на них не меньшее право, чем фараон – на первенцев племени Моисеева.

ПРАВО НАСЛЕДОВАНИЯ
Отчасти поэтому в Средней Азии, Казахстане и кое-где на Кавказе и поныне действует правило: имущество родителей наследует самый младший ребенок. Первенец не получает от родителей ничего – только от свекров или от сеньора. Есть и другие исторические причины для того, чтоб наследовал именно последыш, я их вкратце перескажу.

СТАРШИНСТВО ПОСЛЕДЫШЕЙ
В традиционных сообществах рулят старшие. Это – общее место, но!.. когда женщины рожают до старости, ее детям может быть от четырех до сорока лет. И у детей уже появились дети, но дети одной матери держатся вместе, а потому десятилетний бабушкин внук не ровня ее десятилетнему сыну. Внук всегда статусом ниже. Такой десятилетка может на равных со своими братьями представлять семью в совете племени, а когда последыш передаст имущество следующему последышу, тому по иерархии не будет равных – живой предок. Когда его старшие братья умирают, рулит именно он. Именно поэтому в русских сказках самый сладкий кусочек – МЛАДШАЯ дочь. Царство дается как приданное именно за ней.
Немаловажно и то, что прежде люди чаще меняли мужей и жен, и последыш всегда был от последнего мужа, самого для семьи актуального.

Именно это все и было почти повсеместно сломлено при становлении единобожия.

0

14

Именно это все и было почти повсеместно сломлено при становлении единобожия.

Приятно, конечно же, слышать вывод.
Вместе с тем, нужно время для осознания и путешествий по причинно-следственным связям автора неспешно и с определенной долей нигилизма (как аналога противоядия).

Будем изучать.
Спасибо за наводку.

0

15

НЭ. Ищу простых решений

       
    ПРАВО СЕНЬОРА

    ВОПРОС: на каком этапе групповое право на дефлорацию превратилось в монопольное право сеньора?
   
    ОТВЕТ: когда численность мужчин племени перевалила за критическое число. Слышал, что в борделях рекорд – порядка 30 человек за рабочий день. Если в племени 300 воинов групповая дефлорация определенно невозможна, и приходится делегировать полномочия.

    Это означает, что право сеньора (шамана, вождя) формируется на чрезвычайно раннем этапе эволюции, когда численность группы 50-100 взрослых особей.

    Именно поэтому брак-похищение (предполагавший групповое соитие) сохранился только у кочевников, избегающих создания больших групп, что лимитировано оптимальными размерами стада. А у земледельцев, например, в долине Нила, где населенность достигает 1000 человек на квадратный километр ни о каком групповом праве и речи быть не может.

    Те же простые механизмы видны по мере развития феодального права сеньора. Когда численность крестьян достигает критических значений, сеньор вынужден ограничиваться перешагиванием через кровать, а потом даже выехать на место становится так хлопотно, что проще взять деньги у жениха, самостоятельно доставившего выкуп в барскую усадьбу.

    В Скандинавии, живущей хуторами, групповуха сохранилась именно поэтому, а не из-за страха вырождения. Племенные группы северян исторически невелики (из-за скудости природы). А для быстрого прогресса в брачных отношениях нужна высокая плотность населения.

    ПРИДАНОЕ ИЛИ КАЛЫМ?

    ВОПРОС: почему в мусульманских странах жених платит калым, а в христианских невеста обязана дать приданое?

   ОТВЕТ: потому что мужская и женская работы в племени разделены и жестко взаимно табуированы.

    Хронически беременная баба не высидит полгода в седле, поэтому скот – основа благосостояния – мужская сфера. Из-за скота мужчина объективно стоит намного дороже женщины, и решение об обмене женщинами (а не парнями) вместе с их собственностью – кошмой да поварешками – наименее конфликтно. Дружественным семьям проще обоюдно платить за невест, чем передавать друг другу женихов – вместе с их долями скота.

    В земледелии основа благосостояния – земля, а земля – племенная собственность. И поскольку родство в племени считают по матери, то и земля переходит по матери. Мужик – сбоку припека, даже если пашет, как вол. Проще дать за женихом его плуг да топор, чем бесконечно передавать из рук в руки земельные наделы. Поэтому невеста сидит на своей земле (это ее неразменное приданое) и ждет жениха. Похищать такую невесту – без земли – бессмысленно.

    Даже когда в Европе ввели патриархат, экономическая основа благосостояния молодой семьи (земля) так и осталась матриархальной.

    МНОГОЖЕНСТВО

    У скотоводческих народов позволить себе много жен может лишь уже ставший богатым (имеющий много скота) мужик. Это сильно стимулирует мужчин-родственников сохранять взаимовыручку: сначала тебе скинемся на жену, а потом и мне. И эта же схема на каком-то этапе тормозит прогресс. Скот это еще не все, нужны пастбища, что стимулирует расселение и (из-за отсутствия концентрации ресурсов) не стимулирует технический прогресс.

    У земледельческих народов (в Африке и поныне) мужик станет богатым, в результате многократных браков и многократного получения приданого в виде земельных наделов. Именно поэтому рыцарь идет на оммаж и готов целовать сеньора в ж… лишь бы получить право на деву и причитающиеся за ней в качестве приданого пол-боярства. Взаимная выручка братьев здесь не поможет, - отсюда индивидуализм и быстрое выстраивание некровнородственной иерархии. На небольших площадях возникают многослойные социальные отношения и серьезная концентрация ресурсов.

    Формально одно и то же – феодализм, а реализуется по-разному.

   БРАЧНЫЙ СИМБИОЗ (ВЕРСИЯ)

    Самое интересное происходит, когда эти два типа социального устройства сталкиваются. Брачные стратегии категорически не совпадают, хотя матриархат рулит и там, и там. И там, и там из-за ротации полов женщины и мужчины принадлежат разным родам, и формируют перекрестные семейные связи. И там, и там наследник – последыш, но у земледельцев – младшая дочь, а у скотоводов – младший сын. Это идеальный брак; он выталкивает семью на самый верх: у мужа много скота, у жены (а тем более, у нескольких жен) много земли.

    И поскольку землю продать нельзя (она собственность племени под юридической властью высокородной девы), лучший способ концентрации ресурсов – выдать дочерей замуж за таких же скотоводов. Скорость узурпации всего и вся должна быть астрономической, - как в той задаче о шахматной доске и зернышках пшеницы.

    И - ОЧЕНЬ ВАЖНО - кровнородственные отношения с обеих сторон стремительно разваливаются. Отдельно взятая состоятельная семья становится многократно сильнее всех родов под ними - как скотоводческих, так и земледельческих.

    http://chispa1707.livejournal.com/515703.html

0

16

НЭ. История дуэли. Детали

Дуэль - совсем не то, что нам впаривают.
Исторически дуэль определяла, кто именно женится на даме и вступит в управление ее приданным - у высокородной дамы это обычно земли, крестьяне, а то и торговля. Скажем, за Клеопатру драться смысл имело.

ДЕТАЛЬ ПЕРВАЯ. На каком-то этапе развития феодализма возникло правило: вассал обязан драться от имени сеньора на судебном поединке. Это - норма тех времен: точно так же можно было выставить под окно любимой профессиональных певцов серенад. Однако это правило ставит крест практически на всей романтической части истории дуэлей. Из правила, например, проистекает, что честный поединок мог состояться только меж равными статусом. Царя на дуэль вызывать бесполезно: он выставит лучшего фехтовальщика армии и одержит верх.

ДЕТАЛЬ ВТОРАЯ. Виден мотив для боя Пересвета и Челубея. Князья-противники наверняка дрались за земли (типа за прекрасную даму) и тупо напрягли своих лучших воинов.

ДЕТАЛЬ ТРЕТЬЯ. Цари довольно часто вызывали друг друга на дуэль. Так король Франции Франциск I вызвал на дуэль императора Германии Карла V, а русский царь Павел I вызвал французского диктатора Наполеона Бонапарта. Но вот собирались ли они драться лично? Судя по тому, что история прецедентов не сохранила, не собирались. Вместо них дрались вассалы - во главе своих армий. Кто победит, брал куш - высокородную даму вместе с ее престолом. Примеров, несмотря на зачистку таких деталей в истории, хватает.
Присяга - яркий реликт этого феодального обычая: сменился царь, и вся армия присягает заново. По сути, это коллективный оммаж, виртуальное целование сеньора в анус.

ДЕТАЛЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Константину (тому, что проявился в 1825 году) приписывают отвагу на дуэлях, а его оппоненту Николаю I (казнившему декабристов) - трусость в истории с капитаном-фронтовиком по фамилии Норов. Сдается мне, это все сфабриковано советской властью - в сугубо политических целях.

ДЕТАЛЬ ПЯТАЯ. Поединок достаточно часто есть легальное убийство более подготовленным менее подготовленного - часто небескорыстно. В Скандинавии, например, появилась чисто рыцарская манера вызывать на бой заведомо слабых, а потом напрягать их на бабки. Полагаю, то же было у всех.

ДЕТАЛЬ ШЕСТАЯ. Сильно исковеркана хронология дуэльного дела. Так, в 1006 году дуэли были запрещены в Исландии, а через шесть лет и в Норвегии. Оба региона крайне отсталые, и в силу изолированности несклонные совершать революции в социальных устоях, а тут - опередили всех.

ДЕТАЛЬ СЕДЬМАЯ. Духом патриотизма в дуэлях и не пахнет. Ф. Булгарин, отказавшийся драться с Дельвигом, воевал в 1812 году на стороне Наполеона. Ситуация, когда вчерашний враг занимает в обществе видное положение, характерна как раз для феодализма: Родины еще нет, есть система вассалитета - когда сеньор проигрывает, вассалы совершают оммаж победителю.

http://chispa1707.livejournal.com/518719.html

0

17

Становится все интереснее.
От обожания науки побеждать этологии постепенно перехожу к благоговейному трепету.

Вот беда, уж очень значительное место во всех выкладках занимает контрнаука культурология.  А она очень коварна, ей не требуются столь уж строгая доказательная база,  плюс ко всему на ее мельницу льют воду такие науки, как софистика и схоластика, а мы в них не очень-то ориентируемся, им вон сколько лет, у них вон сколько опыта, а мы их даже не изучали, так.... прочли кое-что о них в википедии, ну и немного у древних греков, в советском переводе, что не приближает нас к глубине познания.

Буквально навскидку, все детали и параграфы заслуживают интереса, при этом все тоже самое возможно изложить в ином свете.  Хотелось бы чуть больше фактов.
Понимаю, это очень сложно. Как минимум, я бы не торопился с выводами.

0

18

неэтолог написал(а):

Становится все интереснее.

неэтолог, у человека собственное видение.
Как минимум, он может его изложить, имеет на это право.
А мы вольны принимать это его видение или не принимать.

0

19

RE: НЭ. История вкратце - 5. Владение и управление

ОСНОВНОЕ:
Владеть можно только своим
А вот управлять можно как своим, так и чужим – по той или иной доверенности

РОДОПЛЕМЕННОЙ УКЛАД
Основание владения: принадлежность к племени
Обряд, освящающий право владения: не нужен, все и так знают, кто есть кто

Основания для передела владения: претензия других членов племени
Обряд для передела: изменение группового статуса, как правило, после посвящения в мужчины мальчишек; нарушается возрастное распределение ролей, и старшие мужчины переходят в разряд старцев

Основание для отъема владения: только нарушение абсолютных запретов
Обряд, узаконивающий отъем: только изгнание из рода. После этого обряда можно и убить

ПРИМЕЧАНИЕ: мужчины и женщины одного племени, как правило, принадлежат разным родам, и собственность родов жестко разделена и обоюдно табуирована. Мужчина, надевший дамские трусики, будет изгнан, а затем убит, поскольку посягнул на чужое. А вот мальчику можно – поскольку он принадлежит роду матери. Но можно лишь до тех пор, пока ему не присвоили статус мужчины. Едва он станет мужчиной, его передадут в соседнее племя, где все мужчины принадлежат роду его матери. И вот здесь на женское имущество – жесткое табу: все женщины там для него чужие
Владение от управления еще не оторвано: женщины управляют женским имуществом, а мужчины – мужским.

ФЕОДАЛЬНЫЙ УКЛАД
Основания и обряды, касающиеся владения семейным имуществом, совершенно те же, что и в самом примитивном племени. Но здесь есть сельское хозяйство. Принадлежит земля женщинам (в силу племенных матриархальных реликтов), но вот пахать на ней приходится мужикам, а мужики все - чужаки. Встает вопрос о праве УПРАВЛЕНИЯ ЧУЖИМ.

ПРОБЛЕМА С ТАБУ
Вспахивание целины сродни дефлорации, этим привычным путем народ и двинулся: у Геродота, кажется, есть описание этих довольно кровавых сельских обрядов, - от богов откупались, в том числе, и отрезанными фаллосами.

ПРОБЛЕМА С ДЕЛЕЖОМ
Кое-где пошли напрямую – через родственные браки, делавшие имущество действительно общим. Эти сообщества и ныне самые отсталые (другими словами, стабильные). Другие применили смешанную форму: брак строго внутриплеменной, но внутри семей – никакого кровосмешения. Ротация собственности меж семьями есть, но за пределы деревни она не уходит. Скотоводы-кочевники шли тем же путем.
Точку на ротации собственности поставит патриархат, но это уже – революция сверху.

ТОРГОВЛЯ
Торговые племена первыми уткнулись в подлинные трудности. Собственность подвижна, а кто рулит, не всегда ясно. Наследство - по женской линии, но делает деньги мужик.
Где-то здесь и появился феодализм.

НЕЗАМЕЧЕННАЯ ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
Если купец поставил несколько факторий на нескольких реках и взял в жены несколько дочерей нескольких местных вождей, то племенам (в лице жен купца) принадлежит лишь начальный и конечный товар. Прибавочная стоимость, возникающая в процессе обменов, видна ТОЛЬКО купцу.
Более того, прибавочная стоимость – по понятиям – его и только его собственность. Она возникает из ничего, точнее, из сугубо купеческих талантов. Однако, ни одному вождю племени этого не объяснить: что такое абстрактное мышление (включая математические операции) на уровне вождя понять нереально.

СТАНДАРТНАЯ КУПЕЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
Надо купить зерно у одного из десяти племен мелкого царства.
На одном поле зерно мельче, но посеяно чаще, на другом наоборот. Видимо, надо ориентироваться на общий вес.
Если купить сейчас, пока зерно сырое, вес будет больше, а если через неделю, то зерно чуток подсохнет, и вес будет меньше, а пищевая ценность – выше.
Поскольку объяснить вождю тонкости взвешивания не всегда получается, можно купить все поле – с условием жатвы и обработки. Но возникает вопрос качества. Судите сами.

Средняя влажность зерновой массы составляет 23-25%, а в отдельные влажные годы и больше. Влажность сорных примесей в зерновом ворохе составляет 40-45%, а иногда и больше. При хранении такого зерна в нем идет перераспределение влажности между примесью и зерном, что приводит к увеличению влажности зерна, а значит, и его веса.

Может ли купец объяснить все эти тонкости, отчитываясь перед одной из туземных жен при передаче ее племени 30 мешков зерна в обмен на 50 мешков пушнины? Возникает чисто мужская собственность.

КОЛОНИЗАЦИЯ
А теперь представьте себе ПЛЕМЯ торговцев. Их матери и сестры сидят в родном городе и точат лясы, а мужики, вошедшие с помощью женитьбы в десятки родов и наставившие факторий по всем рекам округи, активно создают капиталы. По сути, перед нами самый первый этап колонизации; именно так северные африканцы (тунисцы, магрибцы, греки-копты, сефарды и ашкеназы) в свое время колонизовали Европу.

Параллельно неизбежно формируются две элиты:
1.    Имперская. Поднявшиеся на торговле роды (сестры, братья и племянники) купцов.
2.    Национальная. Присевшие на экспорт ресурсов туземные жены и дети купцов.

Неизбежный конфликт этих элит мог бы не состояться, если бы купеческие племена вошли с туземными племенами в полный симбиоз и начали отдавать им в жены своих сестер. Но этого не будет по единственной причине: туземный жених заточен на ДОБЫЧУ соболя или соли, и он не найдет приложения своим силам в торговом городе. Купцу везде есть чем заняться – хоть в Сибири, хоть в Мексике, а вот охотнику или шахтеру иначе как в своих краях не состояться.

Поэтому купчихи ищут женихов ровно в таком же торговом племени, а туземные царицы – среди тех, кто живет сходным образом и выполняет более понятные задачи, например, силой присоединяет отсталые племена, сидящие на землях, богатых солью, медью или, на худой конец, пушниной.
По сути, туземные элиты уже на этом уровне обслуживают интересы родственного, но не вполне дружественного им мирового капитала.

РОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛИЗМА
Там, где напряжение меж двумя элитами слишком велико, возникает оммаж. Местных пацанов (необходимых как переводчики, кладовщики, счетоводы) купцы официально принимают в род (семью). По сути, это обычная племенная инициация с символической смертью с использованием наркотиков и насилия, упомянутая в истории средневековых торговых компаний. Иногда новобранцев бьют, иногда ему предстоит пятикратно испить молока женщины принимающего рода, иногда приходится целовать сеньора в анус или в уста – где как принято. Это и есть феодальный оммаж. Обязательные элементы – кровь и причащение.

Когда выясняется, что принятый в семью чужак пашет на дяденьку ничуть не хуже, чем свой, а порой и лучше (понтов меньше), процесс принимает лавинообразный характер, и начинается известный нам по книжкам феодализм «вассал моего вассала не мой вассал» и так далее.

Схема подхватывается и туземными царьками. Дочерей за подчиненных дикарей они не отдают (это ведет к утечке информации и претензиям на власть), а вот принять в род после пятикратного отсасывания женского молока или поцелуя сеньора «в те уста, что не говорят по-фламандски» – легко.

Именно в этот короткий период тысячи благородных девиц заживо гниют по монастырям, потому что их дяди и братья не хотят делиться властью – ни с кем.

ВЛАДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ – 2
Вернемся в самое начало.

ФЕОДАЛЬНЫЙ УКЛАД
Основание владения: принадлежность к вертикали сеньора
Обряд, освящающий право владения: оммаж сеньору и женитьба на хозяйке лена

Основания для передела владения: уличение в нарушении интересов сеньора
Обряд для передела: МНЕ НЕИЗВЕСТЕН

Основание для отъема владения: предательство интересов сеньора
Обряд, узаконивающий отъем: суд сеньора, иногда «Божий суд», на который сеньор по полному праву выставляет против подсудимого лучшего бойца своей армии

ПРИМЕЧАНИЕ: Владение и управление на этом этапе абсолютно разделены по полам: женщины – владельцы, а мужчины – управляющие. Можно не присягать никакому сеньору, - если у тебя и так много земли, но это не выход: член феодальной вертикали развивается на порядок быстрее одиночек.

ПАТРИАРХАТ
Патриархат вместе с первородством внедрен в приказном порядке и с самого верху. Причина примитивна: семьи, достигшие самых верхних этажей, отсекли от претензий на власть конкурентов.
Право первородства сделало всех зачатых от сеньоров первенцев главными наследниками своих матерей, и мгновенно простроило пирамиду богатства сверху вниз. Новшество было выгодно всем, кроме самого низа. Ясно, что крестьяне заволновались, но у них не было ни оружия, ни должной организации, ни грамотных вождей.
Патриархат – вторая сторона той же медали. По сути, этим был легализован статус-кво, когда имущество и так все равно в руках мужчин.

ПРИДАНОЕ И КАЛЫМ
Не помню, что я об этом писал, но что-то очень логичное и красивое :)

ПЕРЕЛОМ
Именно здесь, при переходе к патриархату и праву первородства появляется капитализм, как он есть, то есть, право на собственность не рода, но семьи. Я об этом уже писал.

ВЛАДЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ

Основание владения: исполнение закона
Обряд, освящающий право владения: юридическое (нотариальное) закрепление

Основания для передела владения: ротация финансовых обязательств
Обряд для передела: голосование совета директоров либо решение суда

Основание для отъема владения: неисполнение платежей
Обряд, узаконивающий отъем: обычный суд

ПРИМЕЧАНИЕ: Здесь все ровно то же, что и на предыдущих ступенях, просто лучше отлажены механизмы. В каком-то смысле формаций нет, есть постепенное усложнение структур и упрощение процедур.

Ну, вот… вкупе со всем написанным прежде, СТРУКТУРА ИСТОРИИ ГОТОВА ЦЕЛИКОМ. И развиваться описанные процессы должны со скоростью пули. Я реально не уверен, что человечеству разумному сколько-нибудь больше 300 лет.

http://chispa1707.livejournal.com/523425.html

0


Вы здесь » etology » Теоретическая этология » Развитие человеческого общества - гипотеза