Тема была взята из обсуждения в Живом журнале:
http://chispa1707.livejournal.com/179157.html#comments

Суть основного поста.

Мальтузианство — демографическая теория, созданная в конце XVIII века английским ученым Томасом Мальтусом. Согласно этой теории рост населения значительно превышает рост производства продуктов питания, вследствие чего неконтролируемый рост населения неминуемо приведет к голоду.

Автор поста не согласен с Мальтусом и формулирует свои принципы:

Человек - наивысшая экономическая ценность.
Именно человек и его разум - основной источник ресурсов. Никакая вещь в природе НЕ РЕСУРС, таковой она становится ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРИЛОЖЕНИЯ СМЕКАЛКИ И ТРУДА. В результате, еще 50 лет назад рений был никому не нужен, а сейчас это ценнейший ресурс. И так - везде.

Обсуждение

chispa1707
Нам остро не хватает свежих идей. Не завтра, - прямо сейчас.

Валера Полевой
"Нам остро не хватает свежих идей. Не завтра, - прямо сейчас."

У меня есть такие идеи. (Вот написал, и сам сомневаюсь. Но всё верно: именно что есть, и именно что идеи, а не одна идея.)

Я по образованию биофизик, поэтому смотрю на мир со своей биологической колокольни, да к тому же очень интересуюсь психологией, а точнее мне интересна не сама психология, а то как устроена наша психика, что не одно и то же.

===========================
И первая моя идея связана с моими открытиями и наработками в этой области (правда, как это обычно и бывает, львиная доля открытий была сделана задолго до меня, и в той или иной форме высказывалась и ранее). Я психику человека представляю в виде трехуровневой структуры: Подсознание, Сознание, Сверхсознание (терминология и разделение психики по этим трем уровням взял у Симонова П.К.). Аналогичные структуры можно увидеть и у других авторов: З.Фрейд - Ид, Эго, Суперэго; Э.Берн - Ребенок, Взрослый, Родитель и т.д. Это всё названия для одних и тех же структур в психике, которые разные авторы выделяли интуитивно либо эмпирически.

Так вот, по Симонову П.В., Сверхсознание в нашей психике занимается творческой деятельностью. И по сути до сих пор никто, ни одна цивилизация, систематически и целенаправленно к вопросу задействования этого ресурса человеческой психики не подходила. Всегда и во все времена процесс воспитания и образования сводился к усвоению уже существующих правил и навыков, в том числе способов мышления. А максимальная отдача от человека возможна лишь при инициации всех его способностей без остатка.

Поэтому, те технологии (прежде всего обучения и обеспечения занятости), которые будут максимально задействовать этот человеческий ресурс, те и будут иметь в будущем преимущества перед любыми другими технологиями, сколь угодно навороченными. Потому что творчество - это усиление возможностей в разы, в десятки и в стони раз, относительно любой технической технологии.

======================
Идея номер два.
Самой сильной, самой большой потребностью человека является его потребность в самореализации. А самореализация - это, по сути, максимальная отдача от этого человека, которая только возможна, в принципе. И поэтому, у общества, на мой взгляд, должна по идее быть прямая заинтересованность в том, чтобы получать от каждого члена этого общества максимально возможную отдачу. А это значит... а это значит, что общество должно быть переориентировано с удовлетворения потребностей потребления на удовлетворение потребностей самореализации, причем всех людей, поголовно, до самой максимально возможной для каждого человека степени. И эту потребность нужно воспевать и ставить во главу угла. А за достижениями, я так думаю, дело не станет.
Причем, смотрите какая штука получается: общество все свои имеющиеся у него ресурсы тратит на обеспечение этих потребностей людей (а самореализация, сами понимаете, штука очень затратная), но отдача от деятельности этих людей будет во много, во много раз перекрывать все мыслимые и немыслимые затраты на них.
Это будет совершенно другое общество.

Есть и еще идеи.

chispa1707
С реализацией первой идеей может получиться неважно: странным образом значительная часть ищущих в Человеке Сверхчеловека скатывается в пропасть самоуничтожения. Одно общество Туле чего стоит.

А вторую разделяю безоговорочно, причем руками и ногами!!!

Валера Полевой
Не нужно пугаться слова "сверхсознание", оно вовсе не означает и даже не подразумевает создание сверхчеловека. Это всего лишь термин для обозначения области психики, которая находится выше Сознания, можно её назвать по аналогии с Подсознанием Надсознанием, но Симонов П.В. предложил термин Сверхсознание, и я считаю, удачно.

А насчет реализации - тут, видите ли дело в чем, хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или не нравится, но задействование Сверхсознания - вопрос необходимости, а не чьих-то желаний. Точно так же как по сравнению с рабским трудом труд наёмный оказывается более эффективным, так же и труд творческий будет во много раз более эффективным по сравнению с трудом наёмным.

Но просто так, одними нашими желаниями/нежеланиями Сверхсознание у людей не заработает. Всё очень тесно оказывается увязанным с производственными отношениями и с общественными отношениями. Наёмный работник творчески относится к своему труду не будет. А если будет, то его труд перестанет быть творческим, или будет не эффективным, либо будет извращен. Для того чтобы человек задействовал свой творческий потенциал на все сто процентов, он должен САМ считать то дело, которое он делает СВОИМ, и значимым для своей жизни, и важным для жизни других людей и для всего общества, он должен видеть и понимать важность своего труда и стремиться к достижению наивысшего результата САМ, осознанно и по велению своего сердца. Вот только при таких условиях человек включает свой мозг на полную катушку.

Покажите мне, где созданы такие условия для деятельности человека?

Поэтому для начала нужно сменить отношения - и общественные и производственные (и не в силу желания революционных изменений, а в силу необходимости - для дальнейшего роста производительности), и лишь затем, когда творческий труд станет нормой, и будет стоять вопрос повышения уже ЕГО производительности, вот тогда появятся методики специального обучения творчеству, подготовки и тренировки различным видам творческого мышления, создастся культура творческого мышления, возможно, раздел науки, и т.д.

Как видите, никакой речи о "сверхчеловеке" нет. :)

chispa1707
Принимаю :)

Валера Полевой
Уж вы меня извините за назойливость, но все же не могу удержаться: хочется сказать еще пару слов на эту тему.

Если вы понимаете, здесь работает обыкновенный принцип обратных связей. А они, если вы знаете, бывают положительными и отрицательными. Положительные усиливают исходный сигнал, отрицательные - его ослабляют.

Человек просто в силу своей природы не может не проявлять творческого начала практически в любой своей деятельности. Но вот дальше всё будет зависеть от того, какие обратные связи будут завязаны на проявленные им творческие позывы. Если положительные, то его творческие попытки будут нарастать и крепнуть, а если отрицательные - угасать.

Пример задействования отрицательных обратных связей для творческого поведения человека - армия. Там гасятся практически все попытки человека проявить творчество и самостоятельность (хотя и там человек ухитряется выходить за рамки обыденности - как я уже говорил, в силу своей природы).

Примеров с положительной обратной связью для проявления творческого потенциала человека и где бы это было нормой, - у меня до смешного мало, и то - эти примеры больше литературные домыслы, чем достоверные факты, поскольку реального положения дел нам никто не докладывал, но всё же приведу их.

Первый - конструкторское бюро Королёва. Когда проектные отделы приносили ему чертежи или даже готовые опытные узлы, он хвалил, но просил их сделать "тоже самое, только в два раза меньше/легче", что по тем временам было почти невозможным (да и сейчас, я так думаю, тоже), но - что удивительно - делали! И так происходило не один раз!

Второй - создание атомной и водородной бомбы (в Советском Союзе). Когда фактически в экспериментальном порядке были созданы условия для такой интенсивной творческой деятельности, какая только была возможна на тот период времени. Потому что была НЕОБХОДИМОСТЬ в научном и техническом прорыве в кратчайшие сроки. И тогда были рождены решения, некоторые из которых не превзойдены до сих пор!

Что у нас получается?

Человек сам по себе способен на творчество - в силу своей природы.
Но у него есть внешние связи, задействуя которые общество может либо усиливать способности человека к творчеству и суммарную отдачу от творчества этого человека, либо ослаблять как способность к творчеству, так и желание человека его проявлять. И в принципе, в этом плане, всё в наших руках - как мы захотим, так и будет: захотим сделать всех людей безмозглыми баранами и послушными биороботами - сделаем запросто, а захотим - человек стает свободным как птица, потому что пределов для творчества нет.

Положительная обратная связь - она, как бы это покорректнее сказать, за счет эффекта самоусиления в самые короткие сроки выводит систему в максимально возможный для неё режим, или, как говорят техники, "самовозбуждается и идёт вразнос", что не всегда есть гут, если вы понимаете. Но, во-первых, иногда это просто необходимо, и у общества нет другого выхода кроме как задействовать этот самый мощный из всех имеющихся в нашем распоряжении потенциал, а во-вторых, у нас же всегда есть в запасе отрицательные обратные связи, и в случае чего будет чем притормозить. Не знаю только, стоит ли...

Общество сейчас похоже входит в такую фазу, когда взрывные технологии основанные на творческом потенциале будут задействоваться всё чаще, и по ходу дела это должно слиться в один непрерывный поток приводящий к экспоненциальному росту - а фактически - к взрыву.

К творческому взрыву.

chispa1707
Очень толковые суждения.
Все это работает, - я проверял. Неоднократно. Так сказать, факты личной биографии :)

Необходимое и достаточное условие: основной "мессидж", мысленный посыл лидера, авторитета. Был эксперимент: молодым учителям сказали, что вот этот класс - одни гении (хотя на самом деле класс был обычный). В итоге, в конце года класс вырвался в абсолютные лидеры и начал побеждать на олимпиадах.

Лидеры, как правило, склонны подавлять вокруг себя малейшее сопротивление и любую самостоятельность. Это основное условие продление их лидерской жизни. Думаю, именно поэтому политики большей частью такие говнюки.

Но изредка бывает и наоборот. Если понять, почему и поставить эту генерацию на поток, препятствий для них не будет.

Валера Полевой
"В 1939 году в СССР был разработан новый метод повышения эффективности экономики (МПЭ).
МПЭ использовался в большинстве отраслей народного хозяйства. МПЭ являлся эффективным как для социалистического, так и для капиталистического уклада экономики, но для социалистического уклада эффективность МПЭ была выше более, чем в 2 раза. В 1955 году Япония заимствовала МПЭ, что и обеспечило ее бурный экономический рост за счет, прежде всего, инновационных технологий («японское чудо»), а СССР в том же году отказался от МПЭ, что обусловило последующую деградацию экономики.
Итак, в СССР с 1939 по 1955 год применялся волшебный метод, обеспечивший беспрецедентный взлет экономики. Об этом методе в настоящее время не известно абсолютно ничего, хотя в те времена в СССР он применялся повсеместно.

МПЭ являлся совокупностью хорошо продуманных материальных и моральных стимулов для активизации творческой активности масс, направленной на снижение себестоимости и повышение качества (улучшения характеристик) разрабатываемой или уже производимой продукции. Система стимулов варьировалась в зависимости от отрасли и типа предприятия. Однако в любом варианте эти стимулы не распространялись на начальников любого ранга. Возможно, для руководящих работников была отдельная система стимулов, но мне об этом неизвестно.

Материальные стимулы в организациях, занимавшихся разработками новой техники, заключались в коллективных и индивидуальных премиях, выплачиваемых сразу после приемки разрабатываемого изделия государственной комиссией (буквально в тот же день), если в акте комиссии отмечалось улучшение характеристик изделия по отношению к техническому заданию. Для каждой характеристики, включая время разработки изделия и стоимость разработки, имелась определенная премиальная шкала, известная разработчикам еще до начала проектирования. Например, за каждый сэкономленный килограмм веса изделия в ОКБ-590, где мне пришлось работать, выплачивалось 500 рублей (половина месячного оклада инженера). Эту премию получали все члены коллектива, участвующего в проекте, в одинаковом размере независимо от должности. Существовали и индивидуальные премии, необходимым условием выплаты которых являлось наличие рационализаторских предложений или заявок на изобретение, благодаря которым и стало возможным улучшение характеристик изделия. За каждую новацию авторам выплачивалась дополнительная сумма, кратная вознаграждению, полученному каждым членом коллектива, что не отменяло и обычных вознаграждений за экономический эффект, полученный от внедрения изобретения или рационализаторского предложения. Руководитель проекта, как правило, не занимавший административной должности, также получал дополнительную премию. Моральные стимулы заключались в том, что лица, обеспечившие коллективу получение таких премий, ускоренно продвигались по службе и в основном из их числа назначались руководители проектов. Одновременно применялись и обычные квартальные и годовые премии. Необходимо отметить и хороший моральный климат в научно-технических коллективах. К людям, способным к творческой работе, коллеги относились бережно, стараясь освободить их от рутинной работы без всяких указаний начальства, так как успехи одного распространялись на всех. Иными словами, человек человеку был другом. Здесь разработчики метода учли печальный опыт стахановского движения, когда успех одного больно бил по карману и статусу других и в коллективе начинался разлад."

http://svoim.info/201227/?27_4_1

=============================
Я хочу подчеркнуть, что использование эффективных методов хозяйствования оказывается очень тесно связанным с производственными и с общественными отношениями, и добиться другими методами такой же эффективности при господстве "плохих" отношений вряд ли удастся, в отличии от "хороших" условий, когда высокая эффективность достигается как бы сама собой.

Отредактировано VPolevoj (09-07-2012 12:22:52)