Определены пороговые значения мировых цен на продовольствие, необходимые для революции.
Динамика цен на продовольствие (чёрным — номинальные цены, синим — с учётом инфляции) и даты бунтов, волнений и революций (выделены красным) (cхема NECSI).
Как известно, Великая Французская революция началась из-за продовольственных проблем; высказывание «Раз у них нет хлеба, пусть едят пирожные» послужило уже непосредственным катализатором. Исследователи из Института комплексных систем Новой Англии (NECSI), возглавляемые Яниром Бар-Ямом, проанализировали связь мировых цен на продовольствие с беспорядками, волнениями и протестным голосованием.
Связь скачка цен на продовольствие в 2008 году с нарушением политической стабильности в таких разных странах, как Гаити, Буркина-Фасо и Малайзия, равно как и обусловленность «арабской весны» ещё одним пиком цен в 2011-м, ранее отмечалась и другими исследователями. Новизна работы группы Бар-Яма состоит в том, что её участники претендуют на открытие пороговых значений индекса цен на продовольствие ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН).
Когда значение индекса превышает 215 (190 — с поправкой на инфляцию; показатель 100 соответствует уровню цен 2002–2004 годов), социальная нестабильность резко нарастает.
Опасность голодных бунтов в том, что они могут раскачать не только автократический режим, но и демократию (лондонские беспорядки — тому доказательство). Логика и динамика подобных социальных явлений изучены слабо, поэтому учёные предлагают правительствам всерьёз задуматься о том, как снизить мировые цены на продовольствие. Дело в том, что, помимо всплесков цен, исследователи наблюдают долгосрочный тренд их роста (в нём повинны биржевые спекулянты, удорожание нефти и удобрений, увеличение объёмов производства биотоплива). Пик цен на продовольствие 2011 года вроде бы пройден, но долгосрочный тренд «вынесет» человечество к пороговому значению индекса ФАО в период с июля 2012 года (пессимистичный сценарий) до августа 2013-го (оптимистичный).
Исследователи подчёркивают, что гнев голодного населения обращается даже на правительства, мало причастные к возникновению проблем с продовольствием; экспертов пугает возможность глобального хаоса.