Выражение «представить себя на месте другого» имеет и буквальный смысл: чем сильнее развиты социальные навыки у человека, тем лучше у него пространственное воображение. Во всяком случае, когда нужно представить себе перспективу, открывающуюся взгляду другого.
Группа психологов из Университета Джонса Хопкинса (США) под руководством Эми Шелтон провела исследование 48 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 22 лет. Испытуемым показывали модели зданий, составленные из блоков LEGO. Внутри игрушечного комплекса находилось семь предметов; в первом эксперименте это были безликие куклы, во втором — игрушечные фотокамеры, в третьем — пластиковые треугольники. Затем подопытные рассматривали на ноутбуке фотографии с перспективами, совпадающими с позициями кукол, камер и треугольников; нужно было определить, какое фото какой «точке зрения» соответствовало.
Затем участники проходили письменный тест, обычно используемый для выявления склонности к аутизму и исследующий социальные навыки, упорство, внимание к деталям, коммуникацию и воображение. Испытуемые с высокими социальными и коммуникативными навыками отлично соотносили точки съёмки с позициями объектов в LEGO-городке — но только в эксперименте, где использовались куклы, а не фотокамеры или треугольники.
Отмеченную исследователями сильную корреляцию между «социабельностью» и специфическим пространственным воображением можно отнести на счёт того, что направление взгляда кукол (даже при безликости) легче представить. Впрочем, у игрушечных камер есть игрушечный объектив, и если бы постановки себя на место кукол не было, то испытуемые должны были показать в эксперименте с фотокамерами тот же результат, что и с куклами.
Очевидно, у эмпатии действительно есть пространственный аспект, как утверждают Эми Шелтон и коллеги.