Вызвав спячку у животных по своему желанию, экспериментаторы приблизились к пониманию ее механизма. А его изучение важно не только для зоологов, но и для медиков, разрабатывающих методы защиты мозга пациентов, перенесших сердечный приступ или инсульт.
Чтобы детальнее разобраться с происходящим и проторить дорогу к искусственно вызываемой гибернации у людей, ученые из Аляскинского университета в Фэрбенксе (UAF) провели опыт с сусликами. Мишенью для различных веществ выступали рецепторы аденозина в мозге. Считается, что эти рецепторы регулируют сонливость.
В эксперименте рецепторам «предъявлялись» как составы, стимулирующие их, так и блокирующие. Последняя задача возлагалась на соединения, подобные кофеину. Известно, что кофеин связывается в мозге с теми же рецепторами, конкурируя за них с аденозином и тем самым ингибируя его действие. Этим объясняется стимулирующий эффект кофе.
Итак, шесть арктических сусликов были подвергнуты испытанию три раза в течение года. Первый раз летом, когда они не находились в состоянии спячки, второй — в начале сезона зимней спячки и третий — в середине сезона спячки.
Если животные находились в состоянии гибернации перед тестом, авторы исследования будили их, чтобы узнать — может ли тестовое вещество заставить их вернуться в спячку. (Для большей надежности выводов биологи давали некоторым зверькам плацебо, причем заранее не зная, в какой именно капсуле пустышка, а в какой активный компонент.)
Ученые успешно вызвали оцепенение во всех шести сусликах, разбуженных в середине сезона спячки, но только у двух животных в начале такого сезона и ни в одном летом.
При этом, как и ожидалось, кофеиноподобные соединения прекрасно прерывали оцепенение сусликов в состоянии спячки.
Выходит, что рецепторы аденозина, критически важные для старта процесса гибернации, в течение года меняют свою чувствительность. Как именно это происходит, биологам еще предстоит понять. Однако важно, что такие рецепторы есть у всех млекопитающих, в том числе и у человека. Следовательно, гипотетически можно разработать стратегию воздействия и на него.