Несколько раз за последнее время встречал, люди пишут о потребностях эмоций, речь шла о человеке, но может быть к животным это тоже относится.
Есть ли такая потребность или может быть она вытекает из каких-то других потребностей?
У Симонова в формуле эмоций есть потребность, но потребность эмоций как таковых не рассматривается или я упустил.
Если не ошибаюсь, то еще говорят о потребности ощущений, возможно имеют ввиду эмоции.
"Потребность эмоций"
Сообщений 1 страница 30 из 38
Поделиться126-03-2010 15:36:57
Поделиться226-03-2010 15:48:52
Меня удивляет насколько этология легко оперирует такими категориями как потребность, совершенно не различая ее, например, с необходимостью. Хотя, казалось бы, как минимум часть теоретической базы этология должна брать из биологии, физиологии и других относительно "точных" естественых наук.
Поделиться326-03-2010 16:39:13
Я предлагал недавно ввести термин нужда, но инициативу не одобрили.
Используйте любые удобные Вам термины, важен ответ на вопрос, форма вторична.
Поделиться426-03-2010 16:51:26
Меня удивляет насколько этология легко оперирует такими категориями как потребность, совершенно не различая ее, например, с необходимостью. Хотя, казалось бы, как минимум часть теоретической базы этология должна брать из биологии, физиологии и других относительно "точных" естественых наук.
Так оттуда и берёт.
Только не этология, а мы сами.
Мы сами принимает для себя набор терминов и категорий для того, чтобы при обсуждении понимать друг друга.
Данная категория, которая вызывает такой протест у ethology - "потребность" - взята у Симонова П.В., которую он выводит достаточно грамотно из физиологии, биологии и других точных наук.
Мы (я и неэтолог, в частности) пользуемся именно этим термином, потому что удобнее брать то, что уже принято в науке и прошло обкатку.
Но при необходимости всегда можно обсудить любой момент еще раз. Я лично не возражаю.
Поделиться526-03-2010 16:58:07
Я лично считаю, что потребности в эмоциях (и в ощущениях) нет.
У Симонова П.В. их так же нет, но я прихожу к такому выводу самостоятельно (хотя мои модели во многом совпадают с моделями Симонова).
Вообще, считаю, что нужно самим для себя составить перечень потребностей, набор, или структуру, для того, чтобы всегда можно было относить поведение к той или иной потребности. И чтобы не возникали новые потребности из ниоткуда, просто по желанию автора. Типа потребности погулять, или посмотреть на "летающие тарелки".
Поделиться626-03-2010 16:58:47
Момент настал, не получается использовать терминологию Симонова, о потребности эмоций говорят и пишут, нужно разобраться что это.
Поделиться726-03-2010 21:46:45
Короче, потребность у этологов - это сиречь необходимость. Чудно! В таком случае я даже растение не могу отделить от человека, не то что животное .
Отредактировано ethology (26-03-2010 21:47:10)
Поделиться826-03-2010 22:23:29
Я лично считаю, что потребности в эмоциях (и в ощущениях) нет.
Допустим.
Тогда может быть потребностью в эмоциях называют потребность преодоления (кстати, я пока не понял, что это за потребность преодоления и как установили ее наличие)?
Чем можно объяснить занятия людей экстремальными видами спорта? Эти люди утверждают, что им в кайф поднять у себя адреналин. Ну не будем же мы называть это потребностью адреналина.............
Или же люди смотрят фильм, кто комедию, кто боевик, кто драму.........что их привлекает, какая потребность? К жажде познания это отнести нельзя, ничего нового они не узнают.
Вообще, считаю, что нужно самим для себя составить перечень потребностей, набор, или структуру, для того, чтобы всегда можно было относить поведение к той или иной потребности.
Крайне тяжелая задача. Я знаю с десяток классификаций потребностей, думаю их намного больше.
А уж перечень составить.........это бесконечный процесс.
Поделиться926-03-2010 22:38:50
неэтолог, вы сами лично "испытываете эмоции"? Если да, то вы можете совершенно определенно фиксировать момент их возникновения и исчезновения, подобно тому, как вы фиксируете момент переполнения и опорожнения вашего кишечника? Ваша "потребность" в эмоциях (если она есть) столь же объективна как вышеназванная потребность, т.е. каким-то прямым образом способна "убить" вас будучи нереализованной?
Как по-вашему, допустим, кот испытывает эмоции подобные вашим или, например, совершенно неподобные? Если да, то фиксирует их? У него есть "потребность" в них, чье неудовлетворение несовместимо с жизнью?
Поделиться1026-03-2010 22:50:24
Ваша "потребность" в эмоциях (если она есть) столь же объективна как вышеназванная потребность, т.е. каким-то прямым образом способна "убить" вас будучи нереализованной?
Убить в физическом смысле наверное не может, но свести с ума вполне вероятно способна.
Я тоже иногда ищу себе приключения на голову, наверное это и есть потребность эмоций, другого объяснения пока не нахожу.
Насчет кота не знаю, но похоже и у котов когда им скучно появляется желание сотворить нечто лишь бы себя развлечь, то есть, испытать какие-то эмоции.
Поделиться1126-03-2010 23:02:39
Убить в физическом смысле наверное не может, но свести с ума вполне вероятно способна.
Что значит "свести с ума"?? Это значит, что вы не можете четко фиксировать момент возникновения и/или исчезновения эмоции?
Коту может быть "скучно"? Это ведь тоже фактически "эмоция". Если даже у котов (предположительно), эмоции возникают из эмоций, то почему у человека не должно происходить так же?
Отредактировано ethology (26-03-2010 23:12:27)
Поделиться1226-03-2010 23:15:32
Что значит "свести с ума"?? Это значит, что вы не можете четко фиксировать момент возникновения и/или исчезновения эмоции?
Это значит, что если не испытывать долгое время никаких эмоций то можно тронуться рассудком, стать психически больным человеком.
Четко фиксировать момент появления эмоций могу, но довольно сильных. Хотя, если задаться целью и потренировать, то можно и слабые эмоции фиксировать.
А в чем смысл этого занятия?
Поделиться1326-03-2010 23:57:35
Это значит, что если не испытывать долгое время никаких эмоций то можно тронуться рассудком, стать психически больным человеком.
Каким образом можно не испытывать вообще эмоций, если, как минимум, эмоцию отсутствия эмоций (предположительной "скуки" кота) вы будете испытывать в обязательном порядке.
Если вы способны фиксировать момент возникновения и исчезновения эмоции (не важно, только ли сильной, т.к. это только вопрос количества и "практики"), то это значит, что вы можете пытаться определять источник ее возникновения, локализовать его как внутренний или внешний и определять степень потребности в нем, совершенно также, как вы способны определять источник неприятных ощущений как, например, голод, локализовать его как внутрений и соотносить степень потребности с угрозой жизни (необходимость).
Поделиться1427-03-2010 00:38:03
это значит, что вы можете пытаться определять источник ее возникновения, локализовать его как внутренний или внешний и определять степень потребности в нем, совершенно также, как вы способны определять источник неприятных ощущений как, например, голод,
Допустим, я все это могу. И что?
Вопрос заключался в том есть ли у человека потребность в эмоциях, например, человеку не хватает эмоций и он создает ситуации дабы эмоции в нем возникали.
Я понимаю, может быть нестыковка в терминологии, это беда, но не смертельная. Так или иначе можно друг друга понять, с уточнениями, приблизительно, но все же можно.
Попробуйте войти в мое положение, я задал вопрос и не получаю на него ответ, зато имею рекомендации по наблюдению за котами..........
Поделиться1528-03-2010 21:51:35
Момент настал, не получается использовать терминологию Симонова, о потребности эмоций говорят и пишут, нужно разобраться что это.
Согласен, раз такая задача возникла, значит, с ней нужно разобраться.
Я изложу пока свою модель, основываясь на которой я и попробую разбираться с поставленной задачей: есть потребность в эмоциях, или нет.
Я считаю, что все живые организмы (и растения тоже, о которых так часто почему-то упоминает ethology, и даже простейшие) состоят из ДВУХ систем: одна МАТЕРИАЛЬНАЯ - это то, что составляет тело, и что обычно изучается физиологией, а другая ИДЕАЛЬНАЯ (или информационная) - это система получения, обработки, хранения и вывода информации. Любой живой организм я всегда рассматриваю именно таким образом.
Далее, поскольку и через одну и через другую систему идёт постоянный поток (материи и информации), то существует "необходимость" поддерживать равновесие (постоянство внутренней среды, или гомеостаз, в организме, и баланс между моделями и внешней средой в системе информационной), а это порождает "потребности": материальные в одном случае, и информационные в другом.
Но для того, чтобы поддерживать равновесие, нужно знать, что это такое, и чего и сколько требуется для его поддержания, - а для этого существует система управления, которая следит за состоянием организма и информационной системы и говорит (сигнализирует), если система выходит из состояния равновесия. Любой такой сигнал является мотивом для поведения направленного на то, чтобы равновесие было восстановлено. Именно этот сигнал и является (и называется) эмоцией. Эмоция не всегда осознается, чаще всего такие отклонения обрабатываются на неосознаваемом уровне. И поэтому в этом случае мы "эмоций не испытываем", хотя они есть.
Есть ли потребность "испытывать эмоции"?
Я пока ответить не могу. С этим нужно разобраться.
Я знаю, что любой человек (и животное тоже), если ему обеспечить все самые наилучшие условия существования, начинают изгаляться, выдумывать себе потребности по типу "хочется чего-то, не знаю чего", и искать "на свою жопу приключений". Так что, видимо, совсем без "эмоций" и переживаний мы жить не можем. Но понять причину этого я пока не могу. Поэтому говорю, что с этим стоит разобраться.
Отредактировано VPolevoj (28-03-2010 22:14:44)
Поделиться1628-03-2010 23:24:19
Вот чего накопал, пишет проф.Марютина:
- "Биохимические корреляты потребности в ощущениях. По некоторым данным, потребность в дополнительной стимуляции может определяться некоторыми биохимическими особенностями человека. Так, например, в известных исследованиях американского психолога М. Закермана изучалась тенденция человека к поиску новых переживаний, стремление к физическому и социальному риску. Эту склонность определяют как «поиск ощущений». С помощью специального опросника можно оценить потребности человека в новизне, сильных и острых ощущениях. Установлено, что индивидуальный уровень потребности в ощущениях имеет свои биохимические предпосылки. Степень потребности в ощущениях отрицательно связана с уровнем следующих биохимических показателей: моноаминооксидазы (МАО), эндорфинов и половых гормонов.
Функция моноаминооксидазы состоит в контроле и ограничении уровня некоторых медиаторов, в частности, норадреналина и дофамина. Эти медиаторы обеспечивают функционирование нейронов катехоламиноэргической системы, имеющей отношение к регуляции эмоциональных состояний индивида. Если содержание МАО в нейронах оказывается сниженным (по сравнению с нормой), ослабляется биохимический контроль за действием указанных медиаторов. Эндорфины, продуцируемые в мозге биологически активные вещества, снижают болевую чувствительность и успокаивающе влияют на психику человека. Половые гормоны (андрогены и эстрогены) связаны с процессами маскулинизации и феминизации.
Другими словами, индивиды, у которых меньше продуцируется в организме МАО, эндорфинов и половых гормонов, с большей вероятностью будут склонны к формированию поведения, выражающегося в поиске сильной дополнительной стимуляции. Закерман высказал предположение, что поиск ощущений связан с необходимостью обеспечить оптимальный уровень активации в катехоламиноэргической системе. Поэтому индивиды с низким уровнем продукции катехоламинов будут, по-видимому, искать сильных ощущений, чтобы поднять активность этой системы до оптимального уровня.
Этот пример дает основания полагать, что со временем могут быть обнаружены биохимические особенности, создающие условия для формирования некоторых не только витальных, но и идеальных потребностей человека. Однако нельзя упускать из виду, что корреляция как метод анализа не дает основания для оценки причинно-следственных отношений. В принципе нельзя исключить того, что перечисленные биохимические особенности сами возникают как следствие поведения, направленного на поиск ощущений, которое формируется в результате действия каких-либо других, неизвестных в настоящее время (может быть и социальных) факторов."
Поделиться1729-03-2010 09:42:00
Я пока исхожу из модели, что любое поведение (ЛЮБОЕ) происходит под действием потребности, а потребность - суть неравновесие. И если я вижу, что некий индивид "ищет острых ощущений", то я предполагаю, что у него существует такая потребность, только не потребность в сильных ощущениях, а некое неравновесие. Но вот в чем заключается его неравновесие? И где оно лежит?
Материальная система (организм) функционирует так, что чем ближе к точке равновесия, тем ему лучше. Поэтому искать в организме причину подобного поведения не стоит. А вот информационная система так устроена, что её потребности способны подвигнуть и на риск, и на экстрим, и даже на жертву. Так что, информационная система - это единственный кандидат для генерации "потребности в эмоциях", если таковая конечно существует.
Что я знаю? Я знаю, что меньше всего склонны к ненужному риску люди, кто по профессии и без того вынужден рисковать, например пожарные, спасатели МЧС и т.д. Возможно потому, что они без лишних напрягов испытывают эмоции и сильные ощущения, то есть у них и так "всё есть".
А вот люди лишенные такой возможности, но имеющие потребность "в сильных ощущениях", вынуждены прибегать с различным суррогатам, искусственно создавать себе условия для риска и сильных эмоций.
Возможно такое? Возможно.
Но в любом случае остается непонятно откуда берется сама такая потребность (если предположить, что она все же есть).
То есть, с чего вдруг особи, которая живет и так неплохо, захочется рискнуть, сделать что-то, чтобы "душа развернулась, а потом опять свернулась", чтобы адреналин аж из ушей и т.д.
Буду думать.
Отредактировано VPolevoj (29-03-2010 09:44:10)
Поделиться1829-03-2010 15:22:24
с чего вдруг особи, которая живет и так неплохо, захочется рискнуть, сделать что-то, чтобы "душа развернулась, а потом опять свернулась", чтобы адреналин аж из ушей и т.д.
Я еще пороюсь в литературе, думаю мне удастся найти публикацию в которой автор напомнит о птичках выросших в клетке и ловящих мнимых насекомых, об обезьянках которые будучи накормленными до отвала прыгают с ветки на ветку туда-сюда, о домашних собачках которые ничего кроме сухого корма не едят, но постоянно устраивают "охоту" и дома и на прогулке, о пингвинах которые в бассейнах зоопарков устраивают массовые заплывы к местам миграции целыми днями носясь от одного борта к другому и назад, и т.д.
И на этом основании автор сделает вывод о глубоко зашитых в нас программах согласно которым бухгалтер проведя целый день за столом в подсчетах убитой другими дичи .....мечтает сам выйти на охоту;
официантка стремится туда где мужики заняты делом, а не только жрут, и где ее могут угостить после длинного и тяжелого совместного преодоления трудностей кусочком мяса, а не бумажкой с портретом президента;
врач насмотревшись на языки и наслушавшись жалоб ныряет поглубже с аквалангом туда где все держат язык за зубами и молчат;
и т.д.
Во всяком случае, если таких публикаций нет, то только из-за высокой занятости этологов и их относительно малым количеством в связи с молодостью науки.
Есть еще пара мыслишек.......
Профессор писала о "химии крови" и вряд ли стоит сбрасывать со счетов этот аспект.
http://www.chtivo.ru/chtivo=3&bkid=1260388.htm
Вероятно, в этой книге тоже можно найти много интересного, пока никак не займусь добычей оной, но обязательно хочу прочесть.
И еще, может быть человеку нужны эмоции определенные, а не просто эмоции. Скажем, нужны положительные эмоции для уравновешивания отрицательных эмоций которых у него в избытке.
Или наоборот. А может быть еще есть левые и правые эмоции, зеленые и красные, верхние и нижние, и т.д.
Поделиться1929-03-2010 16:15:22
Я еще пороюсь в литературе, думаю мне удастся найти публикацию в которой автор напомнит о птичках выросших в клетке и ловящих мнимых насекомых, об обезьянках которые будучи накормленными до отвала прыгают с ветки на ветку туда-сюда, о домашних собачках которые ничего кроме сухого корма не едят, но постоянно устраивают "охоту" и дома и на прогулке, о пингвинах которые в бассейнах зоопарков устраивают массовые заплывы к местам миграции целыми днями носясь от одного борта к другому и назад, и т.д.
Это всё примеры потребностей информационных, и именно потому, что потребности биологические у них удовлетворены.
Но понять в чем именно состоит неравновесие - это и есть задача, над которой я собираюсь подумать.
Почему например человек с "опасной" профессией никогда не станет рисковать зря? Потому что у него скорее всего уже всё уравновешено. Уравновешено там, где у экстремала сплошное неравновесие. Поэтому у экстремалов ярко выраженная потребность "совершать глупости" в погоне за адреналином. А у спасателя такой "потребности" нет.
То есть где именно находится неравновесие я уже понимаю, но для меня пока составляет трудность понять в чем именно заключается это неравновесие. Когда я это пойму, я смогу четко сказать есть ли такая потребность и в чем именно она заключается (а может и как называется тоже).
Поделиться2030-03-2010 13:52:15
Предлагаю вашему вниманию предварительные рассуждения.
Если посмотреть на маленьких детей (до года), то можно увидеть такую особенность их поведения - экстремальность.
Во-первых, они всякий предмет обязательно тащат в рот (мы-то, взрослые, понимаем, что не всякий предмет следует совать в рот - это может привести к неприятностям). Зачем?
Во-вторых, они трогают самые разные предметы, даже те, которые трогать опасно: ножи, иглы, открытый огонь, раскаленные предметы, горячую воду и т.д. и т.п. Тот же вопрос: Зачем?
Ну и в-третьих, стоит им освоить какое-либо движение, они начинают его повторять до бесконечности, приседать, подпрыгивать, ползать и т.д. С нашей, взрослой, точки зрения, многие его действия кажутся избыточными (нецелесообразными), и часто опасными. Чего он хочет этим добиться?
Когда же ребенок научившись ползать (или ходить) начинает осваивать мир, то его поведение иначе как экстремальным назвать трудно. Для родителей это просто катастрофа. Но наверное и в таком поведении есть своя сермяжная правда.
Так вот (первый вывод-вопрос), если для маленького ребенка такое поведение имеет смысл (а значит, за таким поведением лежит потребность, причем основательная потребность), то почему-бы и у взрослого не быть этой потребности? Или скажем что у некоторых взрослых эта потребность проснулась слишком поздно, или она не была по какой-то причине удовлетворена в раннем детстве и т.д.
Чем вам не гипотеза?
Отредактировано VPolevoj (30-03-2010 13:54:45)
Поделиться2130-03-2010 16:29:59
Ребенок изучает и осваивает, не уверен, что это потребность эмоций.
Дети также очень "ритуализованы", могут напоминать даже аутисов (ближе к двухлетнему возрасту и старше), что скорее можно расценивать, как избегание эмоций.
Поделиться2231-03-2010 09:20:11
Продолжаю рассуждать.
Значит, ребенок исследует мир, потому что ему это надо ("нужда"), или говоря нашими терминами, у него есть такая потребность.
Но рано или поздно он прекращает "тянуть в рот" все попавшиеся ему предметы, трогать острое и горячее, ломать игрушки, рвать книжки и т.д. Потому что рано или поздно его потребность именно в этом способе познания мира насыщается и он переключается на что-нибудь другое.
А теперь вопрос.
А что если этот процесс в принципе не останавливается? А просто он приобретает другие формы.
Скажем в подростковом возрасте все так или иначе спорят с родителями, сбиваются в группы и иногда совершают противоправные действия. Но это можно объяснить с позиции исследования мира. Так как мир подростка расширился (за пределы семьи), и естественно, что ему требуется его исследовать.
Примерно тоже самое происходит и в юношеском возрасте: только это выражается в бунте и протесте против устоев общества. Но это также очень похоже на "проверку границ дозволенного", то есть снова - обычное исследование мира, только уже в других рамках.
Так вот, не есть ли "стремление к получению сильных эмоций" всего лишь одной из разновидностей "исследования мира"?
Потому что человек, который "испытывает сильные эмоции", ищет их в новизне и остроте ощущений. А если же он заранее будет твердо знать, что будет происходить, что он при этом будет испытывать, и главное, то, что он справится с этим на 100 процентов, то еще вопрос - захочет ли он это делать и будет ли ему от этого так же кайфово?
То есть, на лицо - исследование. А удовольствие, которое получается при этом исследовании заключается в благополучном положительном результате. Когда возникает желание проверить что-то, генерируется действие направленное на проверку этого чего-то, и в случае положительного исхода возникает удовольствие (кайф).
За это говорит еще и тот факт, что этот период ("поиск новых сильных ощущений") тоже проходит. И ему на смену приходит другой (подчас не менее сильный).
Отредактировано VPolevoj (31-03-2010 09:26:03)
Поделиться2301-04-2010 10:25:19
Попробую подобраться к решению этого вопроса с другой стороны.
Возьмем для рассмотрения какой-нибудь пример поведения иллюстрирующий "потребность в сильных эмоциях". Например бэйсинг - прыжки с парашютом с высоких зданий, скал, мостов и т.д. Сами бэйсеры даже не скрывают, что делают это именно в погоне за сильными ощущениями, а для этого постоянно ищут новые объекты, с которых можно было бы спрыгнуть.
А теперь представьте, что такого бэйсера заставляют (принудительно) прыгать с одного и того же места много раз подряд (двадцать, тридцать, ... сто). Как вы думаете, будет ли ему так же кайфово? Я думаю, что нет. Даже если учитывать тот факт, что один прыжок никогда не повторяет другой, так как условия все же каждый раз будут немного другими, но для "настоящего бэйсера" эти отличия будут несущественными для получения "истинного наслаждения".
Ему важна НОВИЗНА и НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (то есть непредсказуемость результата). Если же результат будет заранее известен, и будет отсутствовать новизна, то ему уже такое действие не интересно. Для получения кайфа ему нужен риск.
Тут появляется слово "риск".
Риск - это вероятность причинить себе ущерб (даже потерять жизнь), и неопределенная вероятность выйти "сухим из воды". То есть - неизведанное. Поэтому появляется необходимость (потребность) проверить, изучить, исследовать.
И чем больше неопределенность (риск), тем сильнее эмоции, и получаемое удовольствие.
Но в то же время, если нашему бэйсеру сказать: "Вот скала - давай прыгай так, без парашюта. Ты конечно 100-процентно разобьешься, зато испытанный тобой кайф тоже будет 100-процентным!" Как вы думаете, он согласится? Я думаю, что нет. Потому что опять на первый план выходит НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Если исход будет предрешен, то и удовольствия никакого нет.
Но и это еще не всё.
Оказывается, какой бы ни был "смертельный риск", для получения удовольствия очень важно, чтобы этот риск был не настоящим. То есть испугаться - да, и сильно испугаться. Но умереть (или покалечиться) - нет, ни в коем случае. Вот эта разница между "смертельность риска" и абсолютной безопасностью и составляет главное слагаемое получаемого удовольствия.
Все мы любим чтобы нас пугали. Ходим на аттракционы, посещаем "комнаты ужасов", смотрим триллеры и ужастики. Но абсолютно не хотим, чтобы все эти ужасы происходили бы с нами на самом деле. А вот понарошку - да, испытываем "ужасы" с удовольствием, и даже готовы платить за это деньги. А это говорит о том, что действительно ЕСТЬ ТАКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ.
Но только потребность в чем?
Отредактировано VPolevoj (18-05-2011 16:55:43)
Поделиться2401-04-2010 12:34:07
Вариант с непрекращающимися исследованиями мира в разнообразии форм похож на правду.
Но слишком гладко и уязвимо для критики.
Мне кажется, что нужно поглубже копнуть в "рефлекс свободы или преодоления" и в "химию мозга", из карт составить пасьянс. Также рассмотреть такое явление, как скука и аутизм (в хорошем смысле этого слова).
Ну и "привычка" или "привыкаемость" тоже может пригодиться.
Дело в том, что есть люди которые рискуют по привычке. Вероятно, им нужно поддерживать "химию мозга" или "химию крови" на определенном уровне, на том уровне к которому они привыкли.
Люди жаждущие зрелищ, возможно, просто нуждаются в том, чтобы тренировать изредка свой "эмоциональный механизм", также, как человек пролежавший трое суток на кровати очень хочет встать и пройтись (хотя механизм потребности иной, но на уровне химии........иди знай, может быть подобный).
В общем, простое решение здесь вряд ли возможно. Нужно рисовать схемки.
Поделиться2501-04-2010 14:04:27
Я и не думал, что это просто.
Я считал бы своим очень большим достижением, если бы само введение понятия "информационных потребностей" прижилось. Потому что по структуре - это ровно половина всех потребностей, а по значимости - много больше.
Не рассматривая их, и не зная как это устроено, мы попросту обманываем себя, говоря, что мы что-то знаем и понимаем.
На дворе, слава богу, не XX-ый "отсталый" материальный век, а век информационный. И нам давно уже пришла пора знать и что такое информация, и откуда она берется, и как обрабатывается (в мозге в том числе), и на что влияет в нашем организме, и как сказывается на поведении и т.д.
Хватит уже придумывать для себя приземленные и упрощенные объяснения.
Человек вполне способен это всё понять. Тем более, что не так уж это и сложно.
Поделиться2601-04-2010 14:54:41
Как обрабатывается информация - это очень сложно, для меня по крайней мере, если выходить на уровень "химии".
А так ли это важно?
Мы знаем, например, как обрабатывает информацию компьютер, ну там двоичный код, ноль\единица, логические элементы и т.д. Много нам это дает? Все равно ведь мы рассматриваем задачи на уровне блок-схем.
Поделиться2701-04-2010 15:13:37
Как обрабатывается информация - это очень сложно, для меня по крайней мере, если выходить на уровень "химии".
А так ли это важно?
Мы знаем, например, как обрабатывает информацию компьютер, ну там двоичный код, ноль\единица, логические элементы и т.д. Много нам это дает? Все равно ведь мы рассматриваем задачи на уровне блок-схем.
Для нас, изучающих поведение, может быть и не важно. Хотя знать бы не помешало.
Нам же не мешает знание "ноликов-единичек" бегающих в компьютере.
Но для понимания действительно нужно работать на уровне блок-схем. Только как это сделать для мышления (человека в частности)? Я не знаю. Если что-то и делаю, то лишь жалкие попытки. Пока описываю словами, и то общими. Пытаюсь связать воедино все свои представления так, чтобы получилась целостная картина. Очень хочу добраться до ясности в своём понимании.
Поделиться2801-04-2010 15:51:54
Нашел кое-что по теме, тут Симонов в фаворе, но есть и разногласия.
http://www.biomagic.by.ru/priroda/9_pogashenie.htm
Может быть нюансы чем-то помогут, я пока не разобрался, наверное все придется читать.
Здесь оглавление и все части есть.
Поделиться2917-04-2010 15:44:41
Сегодня прочитал беседу где речь шла о желании людей разнообразить пищу, никто не есть все время свое самое любимое блюдо.
Снова иллюстрация потребности эмоций. Нет?
Поделиться3018-04-2010 10:15:19
Да, такое явление имеет место быть.
Его хорошо иллюстрирует эпизод из к/ф "Белое солнце пустыни", когда жена приносит Верещагину полное корыто с черной икрой, а он морщится и говорит:
- Не могу я её проклятущую есть! ... Хоть бы хлеба принесла!
Почему такое происходит, я сказать не могу - нужно разбираться. Точек зрения много, а истины в этом вопросе пока не выяснено.
Своё мнение я еще не сформировал. Если есть какие-либо предположения, готов обсудить.
-------
Является ли данный феномен иллюстрацией потребности эмоций - я не знаю. Но где-то внутри чувствую, что нет. Хотя, отчасти, и да. Разнообразие в пище - это прежде всего необходимость, так как нам нужны самые разные вещества и их сочетания, поэтому мы всё время ищем и постоянно разнообразим своё меню. А неожиданные переключения и смены вкуса могут быть иногда самые странные - вспомни для примера рассказы женщин о том, как они питались когда были беременными - там сочетания продуктов и их выбор могут быть очень экзотическими.
Но в то же время, когда у человека питание полноценное и сбалансированное, он всё равно ищет разнообразия. Вот тут, скорее всего, и проявляется чисто информационная потребность - узнать, попробовать, поэкспериментировать, удовлетворить свои чувства, а не насытить живот.
Так что, в этом вопросе всё смешано и соединено, поэтому говорить однозначно, что вот это вот так и никак иначе - нельзя. А вопрос сложный (и даже сложнее, чем я описал), поэтому нужно либо сидеть копать, либо пока принять как факт, что это есть. Может позже удастся и до него дойти и понять, что там и как.