Мужчины с более широкими лицами относительно высоты последних чаще ведут себя неэтично.
Исследование Майкла Хейзелхуна из Университета штата Висконсин в Милуоки (США) и его коллег стало ещё одним доказательством в пользу того, что гены и гормональное развитие оказывают влияние на поведение человека и что некоторые физические характеристики (в данном случае лицевые кости) могут послужить надёжной визуальной подсказкой, чего ждать от того или иного субъекта.
«Предыдущие исследования продемонстрировали, что различия в отношении ширины лица к высоте появляются в период полового созревания, — отмечает г-н Хейзелхун. — Поскольку половые различия в форме лица у мальчиков частично обусловлены концентрацией тестостерона, вероятно, тем же объясняется и соотношение ширины и высоты».
Исследователи полагают, что широкое лицо — это лицо с отношением ширины и высоты, превышающим 1,9. В эту категорию попадают Ричард «Уотергейт» Никсон — 2,02, Билл «Моника Левински» Клинтон — 2,07, Джон «Мэрилин Монро» Кеннеди — 2,15, Джон Эдвардс (кандидат в вице-президенты США; сейчас ему грозят 30 лет тюрьмы) — 2,38. Узкое лицо — это лицо с показателем не выше 1,7: Джон Леннон (1,63), Уильям Шекспир (1,44 — впрочем, это, скорее всего, следствие старинной манеры писать портреты).
Джордж «Я не умею лгать» Вашингтон — 1,75. Кеннет Лэй (коррупционный скандал с корпорацией Enron) — 1,86.
Учёные провели два эксперимента. Сначала 192 студента MBA провели учебные переговоры (покупатель — продавец). Оказалось, что неэтичное поведение можно предсказать по форме лица, но только у мужчин. Женщины тоже вели нечестную игру, но корреляций с лицом замечено не было.
Затем 103 добровольца сыграли в кости. Победителю были обещаны $50. Результат оказался тем же. «Наш анализ указывает на то, что движущей силой данного эффекта выступало ощущение мужской силы: чем более могущественным чувствовал себя участник, тем чаще он завышал количество очков на кубиках», — подчёркивает г-н Хейзелхун.
«Эффект, похоже, не распространяется на женщин — вероятно, потому что на них не действует то же давление отбора, — продолжает учёный. — Мужчины со сравнительно широкими лицами более агрессивны и корыстны, ибо это позволяет им получить больше ресурсов в борьбе с другими мужчинами». Кстати, г-н Хейзелхун уже подготовил статью, в которой показывается, что среди руководителей компаний из рейтинга Fortune 500 широколицые преобладают.