Пока алкоголизм не принимает характера болезни, люди склонны переоценивать социальные преимущества, которые даёт выпивка.
Исследование, проведённое профессором Кевином Кингом, психологом из Университета штата Вашингтон, и его студентами при поддержке Национального института пьянства и алкоголизма (NIAAA), показало, что антиалкогольная пропаганда, живописуя отрицательные последствия пьянства, игнорирует то, что пьющие считают его плюсами. В частности — приливы невероятной храбрости, способность к непринуждённому общению и неотразимую сексуальную привлекательность.
Устроенный исследователями онлайн-опрос почти 500 студентов (представителей одной из самых пьющих социальных групп) был посвящён их восприятию своего алкогольного опыта за последний год. Участники указывали, как часто они испытывали 35 негативных последствий употребления спиртного (потери сознания, драки, похмелье, пропущенные занятия, пропажа вещей и т. п.) и 14 позитивных (улучшенные навыки общения, способность быть смешным, приливы энергии, сексуальная одарённость и пр.), а также делились восприятием своего опыта и мыслями о том, случится ли с ними что-то подобное в будущем.
Выяснилось, что в целом положительные стороны алкоголизма перевешивали отрицательные; большинство испытуемых было уверено, что самые позитивные последствия употребления алкоголя никуда не денутся и впредь, а негативные... «Нет, со мной такого больше не будет». Этот эффект психологи назвали «розовыми очками алкоголика». Чаще всего отрицательно оценивали свои алкоголические эксцессы и не испытывали оптимизма насчёт будущего те, кто уже сполна хлебнул негатива, связанного с приёмом спиртного.
Таким образом, работа с начинающими выпивохами представляет собой большую проблему, говорят исследователи. Они предполагают, что антиалкогольная пропаганда для «зелёных» пьяниц должна признавать положительные эффекты употребления спиртного и объяснять, что при увеличении дозы они уступают место отрицательным.