Нейробиологи из Вайцманновского научного института (Израиль) Ядин Дудай и Мика Эдельсон при поддержке коллег из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) Реймонда Долана и Тали Шарот провели исследование группы добровольцев, чтобы отследить процессы, происходящие в мозге при образовании ложных воспоминаний.

На первом этапе эксперимента маленькие группы участников смотрели документальный фильм. Через три дня подопытные возвращались в лабораторию для тестирования памяти; они отвечали на вопросы, связанные с содержанием картины, и отмечали, насколько они уверены в своих ответах. На третьем этапе исследования добровольцы снова отвечали на те же вопросы, но подвергались при этом функциональной магнитно-резонансной томографии, а также пользовались вручённой им «шпаргалкой», содержавшей (как говорилось участникам) ответы других членов группы, в которой они смотрели фильм (интересно, что шпаргалка была снабжена маленькими фото лиц испытуемых).

На самом деле часть «ответов других участников» была заведомо неправильной и сочинялась исследователями (точнее, компьютерной программой). В 70% случаев испытуемые согласились с ложными ответами, которые они воспринимали как мнение большинства. На четвёртом этапе эксперимента участникам раскрывали правду и просили ещё раз пройти тест; на смену половине неправильных ответов приходили правильные, но за некоторые ложные воспоминания люди держались крепко — потому что мозг уже воспринимал их как обычные долгосрочные.

Томография показала, что образование ложных воспоминаний сопровождала специфическая активность мозга. Её отличительными чертами были одновременная активация гиппокампа и миндалевидного тела, а также интенсивная коммуникация между ними. Гиппокамп играет важную роль в формировании долгосрочных воспоминаний, а миндалевидное тело, которое часто называют эмоциональным центром мозга, особенно активно при социальных взаимодействиях. Учёные полагают, что миндалевидное тело «визировало» ложные воспоминания для помещения в долгосрочную память.

Получается, что исследователям удалось локализовать пелевинского «внутреннего аудитора» (он же «внутренний партком»). А если серьёзно, то в частности теперь есть весомые основания предполагать, что давший полученные под давлением показания человек сможет пройти испытание на полиграфе.

http://science.compulenta.ru/619574/?r1 … mp;r2=news