Эксперимент
Одна из проблем обучения — стимуляция независимого интереса ученика к познанию. Досконально объяснять и подробно показывать — хорошо, но зачастую это уничтожает стимулы к самостоятельным исследованиям. Группа специалистов из Лаборатории когнитивности раннего детства Массачусетского технологического института под руководством Лауры Шульц попыталась определить преимущества и недостатки различных способов обучения на примере привлечённых к экспериментам 85 дошкольников.
Исследователи соорудили игрушку собственного дизайна — хитросплетение цветных труб, обладавшее несколькими функциями. Потянув за желтую трубу, можно было услышать писк; нажатие на кнопку освещало синюю трубу; нажатие на подушечку вызывало проигрыш мелодии; посмотрев в чёрную трубу, можно было увидеть своё отражение.
Игрушка демонстрировалась детям по четырём сценариям: педагогическому (экспериментатор говорил ребёнку: «Посмотри на игрушку! Вот как она работает» и дважды демонстрировал писк), прерываемому (то же самое, только после первого писка экспериментатор «вспоминал», что ему «нужно кое-что записать» и быстро уходил), наивному («Ух ты, я нашёл игрушку! Видишь её?» — говорил учёный и «случайно обнаруживал» функцию писка, старательно этому удивляясь) и базовому (изрекалось: «Видишь игрушку? Посмотри!» — после чего она просто выставлялась на стол).
Многие дети, с которыми был разыгран педагогический сценарий, не нашли ни одной дополнительной функции; в остальных группах ребята обнаруживали в среднем одну–две. Вдобавок, дети, подвергнутые педагогическому подходу, меньше играли с игрушкой (в среднем до двух минут). В других группах с трубами возились от двух с небольшим минут (наивный сценарий) до трёх с лишним (базовый).
Исследователи делают вывод: в первую очередь важен был не характер демонстрации, а впечатление, которое складывалось у детей о ситуации. Если они имели основания полагать, что информированный и авторитетный взрослый показал им всё, то успокаивались и не изучали игрушку самостоятельно. Дополнительный эксперимент, в ходе которого дети наблюдали за общением учёного с другим ребёнком со стороны, а потом получали игрушку в своё распоряжение, показал, что педагогический сценарий и наблюдателей не стимулировал к самостоятельным исследованиям.
http://science.compulenta.ru/619476/?r1 … mp;r2=news
Отредактировано VPolevoj (04-06-2013 14:22:45)