Напоминание о злате и связанной с ним независимости уничтожало симпатию к собеседникам, копировавшим поведение участников эксперимента.
Цзя Лю из Гронингенского университета, Кэтлин Вос из Карлсоновской школы менеджмента Университета Миннесоты и Дирк Смейстерс из Роттердамской школы менеджмента провели сравнительное исследование силы воздействия, которое оказывают на человека деньги, и эффекта поведенческой мимикрии.
Действие денег (или простого напоминания о них) обычно двояко: у индивида проявляются стремление преследовать автономные цели и безразличие к окружающим. Поведенческая мимикрия — бессознательное копирование поз, жестов и моторики другого человека — порождает эмпатию, чувство общности, стимулирует общение и является сигналом о желательности такового.
Исследователи попробовали наложить эти эффекты друг на друга. Участники эксперимента (72 студента) выполнили ряд заданий. Сначала они прошли заурядный психологический тест на компьютере; в действительности главным элементом испытания был фон экрана — изображение денег либо раковин. Затем каждый испытуемый общался с собеседником, который либо сознательно мимикрировал под него (повторял позы и жесты в течение двух секунд), либо не делал этого. После этого участники заполняли тест, определявший их текущий уровень тревоги, а также опрашивались о том, насколько им понравился собеседник.
Оказалось, что подопытные, которым о деньгах не напоминали, больше симпатизировали «мимикрирующему» собеседнику. А вот те участники, которым показывали фон из денег, воспринимали «подлаживающегося» хуже, чем бесстрастного. Попытки сближения вызывали у них отчётливое чувство тревоги.