Чтобы мозг смог правильно воспринимать и оценивать зрительную информацию, в первые же дни после рождения его нужно интенсивно тренировать.
Две лаборатории в Университете Брауна (США) изучали формирование зрительных проводящих путей у мышат и головастиков. Одна группа исследователей с помощью электродов следила за активностью светочувствительных ганглиональных клеток внутреннего слоя сетчатки у новорождённых мышей на свету и в темноте. В обоих случаях эти клетки посылали волны импульсной активности в мозг, но на свету такая волна длилась в полтора раза больше. Если у этих клеток отключали способность чувствовать свет, нервные импульсы, которые они посылали в зрительный анализатор, уравнивались по времени. Но, что более важно, при этом не наблюдалось строгой сегрегации нервных окончаний, ведущих от обоих глаз: нейроны, проводящие сигнал от левого глаза, беспорядочно заканчивались и в «левой», и в «правой» зонах коленчатого тела; то же самое происходило с нейронами, идущими от правого глаза.
Результат подтвердился и в опытах над головастикам. У второй группы был иной подход: она заполняла нейроны крышки среднего мозга (который тоже участвует в анализе зрительной информации) веществом, заставлявшим светиться ионы кальция. При активности нейронов ионы кальция проникали внутрь клеток и начинали испускать флуоресцентное свечение. Пока у головастиков формировалась крышка среднего мозга, часть из них выдерживали в течение 12 часов на свету и 12 часов в темноте, имитируя естественные условия; другие это же время росли в темноте; наконец, у третьих был подавлены рецепторы глутамата, которые необходимы во время развития нервных путей, перестройки архитектуры мозга и образования межнейронных синапсов. После этого оценивалось, как нейроны сформировавшегося среднего мозга реагируют на возбуждение светом.
Самый сильный, быстрый и организованный ответ продемонстрировали нервные клетки тех головастиков, которых содержали в естественной смене света и темноты. Росшие в темноте оказались неспособны проводить сигнал при возбуждении зрительных рецепторов. Те, у которых в мозгу не работали рецепторы нейромедиатора, демонстрировали промежуточную реакцию.
Общий итог двух исследований весьма необычен: развитие нервных путей зрительного анализатора лишь в общих чертах определяется на зародышевой стадии; для осуществления его тонкой настройки требуется вмешательство внешней среды. Возможно, это открытие изменит взгляд на «взросление» нервной системы в целом, ведь другие её функциональные отделы могут развиваться точно по такому же принципу.
http://science.compulenta.ru/614692/?r1 … mp;r2=news
=================
Мой комментарий
Эта статья показывает зависимость между генотипом и работой (функционированием) мозга. Генотип задаёт структуру (отделы, связи), но для правильного функционирования мозга требуется задействовать все имеющиеся у него части буквально с первых же часов жизни.