Исследователи из Университета штата Мичиган (США) проанализировали мозговые волны американцев европейского и азиатского происхождения и пришли к выводу, что культурные различия заложены в нас очень глубоко.
На протяжении многих лет психологи считали, что индивид, понаблюдав за поведением другого человека, автоматически делает выводы о его личности. «Например, когда вы видите, как кто-то в метро уступает место старику, вы начинаете считать его хорошим и добрым человеком, — поясняет соавтор исследования Синобу Китаяма. — Между тем вы не знаете, чем на самом деле мотивировано такое поведение. Скажем, в том же вагоне может ехать начальник или кто-то ещё, перед кем этот человек хотел бы выслужиться. Или, быть может, человек просто следует жёсткой социальной норме».
Так вот, прошлые исследования показали, что американцы склонны считать такого индивида хорошим, а азиаты — видеть за этим влияние социальных факторов. Психологи объясняют это тем, что к первому предположению приходят и те и другие, но американцы на нём останавливаются, а азиаты бессознательно идут дальше в своих рассуждениях.
Синобу Китаяма и Чинкён На считают по-другому. Они предлагали испытуемым, находящимся в томографе, краткое описание привычки человека, после чего следовала фотография, а затем ряд слов, характеризующих индивида с неожиданной стороны. Например, о «Джули» сообщалось, что она проверяет пожарную сигнализацию каждый вечер перед сном, и потом она вдруг называлась смелой и храброй.
У американцев европейского происхождения при виде столь несправедливых эпитетов на мгновение происходила активация определённой области мозга, что можно перевести на обычный язык так: «Сюрприз!» У американцев-азиатов ничего подобного не регистрировалось, потому что они не считали «Джули» трусихой или невротиком, исходя из краткого описания единственной привычки.
«Иногда нам кажется, что культура похожа на одежду: нам ничего не стоит снять её, перестав быть европейцами и азиатами и превратившись просто в людей, — говорит г-н Китаяма. — В этом есть доля истины, но в целом культура заложена в нас очень глубоко. То, что нам кажется проявлением характера человека, в действительности может оказаться выражением вековой культурной нормы».