Эксперимент по выявлению способности к счету у макак выглядел так: перед обезьяной ставятся две миски, содержащие разное количество изюминок в них. Миски предъявлялись за прозрачной преградой и обезьяна указывала на одну из них, после чего получала находящейся в ней изюм. Очевидно, что в интересах макак было выбирать ту тарелку, где изюма больше. Однако результаты оказались контринтуитивны: макаки справлялись с задачей, только если им не позволяли съедать изюм, который они видели на миске, в противном случае они часто выбирали миску, содержащую меньшее количество лакомства.
Как говорит Ванесса Шмитт (Vanessa Schmitt), возглавлявшая исследование, так происходило из-за того, что животные думали скорее не о количестве изюма в миске, а о том, как же они хотят его съесть. "Но когда мы повторили тест, используя вместо изюма несъедобные мелкие камешки - обезьяны начали справляться с задачей заметно лучше", - говорит она.
Также они успешно справились с третьим вариантом задачи: на мисках они по-прежнему видели разное количество изюма, но в качестве награды получали не тот изюм, который они видели, а другой, спрятанный под тарелкой и по количеству равный изюму на тарелке. С такой задачей они справились на уровне варианта с камушками.
Как считают исследователи, мешающим фактором является импульсивность, возникающая когда животное видит потенциальную награду. Похожее явление наблюдается и у совсем маленьких детей. Сравнивать количества они вполне способны, а вот победить импульсивность логикой - не получается. Если давать ребенку на выбор две горсти конфет и выбранную им горсть отдавать другому ребенку, а ему - оставшуюся, то дети все равно будут показывать на большую горсть, даже несмотря на то, что они ее не получат.