Считается общепризнанным, что по мере увеличения среднего IQ страны растёт и число атеистов. Иными словами, существует отрицательная корреляция между интеллектом и религиозными убеждениями (главные из которых — вера в высшие существа и жизнь после смерти).

Однако ряд недавних исследований выявил существование не только различий, но и сходных черт в когнитивной деятельности атеистов и верующих.

Группа учёных из Израиля, Италии и Нидерландов провела серию тестов на глобальное и локальное внимание. На экране монитора вспыхивали изображения квадратов и прямоугольников, состоявших из меньших квадратов и прямоугольников. Участники должны были определить либо форму большой фигуры (глобальное внимание), либо форму элементов (локальное внимание).

Все группы реагировали на глобальные цели быстрее, но с существенными различиями между группами. Быстрее всех определяли большую фигуру некрещёные атеисты, а остальные группы, судя по всему, больше отвлекались на частности. Можно ли считать это красноречивой характеристикой стиля мышления верующего человека?

Едва ли. Сразу несколько исследований показали, что представители азиатских культур обладают более целостным восприятием действительности, чем люди, выросшие в североамериканской культуре. Запад, кажется, фокусирует внимание на различных объектах, тогда как выходцы из Восточной Азии больше внимания уделяют отношениям между объектами и контексту.

Иными словами, концентрация на глобальном или локальном никак не связана с уровнем интеллекта. Это просто разные точки зрения. Скорее всего, биологи, занимающиеся клетками, и биологи, увлечённые изучением целых популяций, тоже обладают разными фокусами внимания, но это не значит, что одни биологи умнее или религиознее других.

В ходе другого исследования, проведённого в Университете Северной Каролины (США), речь шла о связях между мыслью и действием.

По-разному или одинаково следует относиться к аморальной мысли и аморальному поступку? Напомним, Иисус не видел в этом разницы: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5:28). За подобной точкой зрения стоит убеждение в том, что мысль обязательно приведёт к действию.

Участникам эксперимента было предложено подумать о каком-нибудь родственнике противоположного пола, представить во всех красках ситуацию и написать одно из предложений: «Мне хотелось бы заняться любовью с имярек» или «Мне хотелось бы, чтобы имярек попал сегодня в аварию». Никакой разницы между атеистами и верующими по итогам тестов замечено не было, разве что последние чуть меньше думали о сексе.

Самое интересное началось потом. Участникам разрешили выразить своё раздражение по поводу эксперимента — зачеркнуть имя, выбросить бумагу или помолиться. 32,5% верующих воспользовались одним из этих способов. Их примеру последовали только 10% атеистов. И вот это уже можно назвать красноречивым результатом. Правда, остаётся неясным, что тем самым люди хотели сделать — отменить воздействие своей мысли на действительность или просто выплеснуть эмоции.

Наиболее остроумное исследование последнего времени провели сотрудники Гёттисбергского колледжа (США). Различным группам предлагалось выслушать лекцию либо о Боге, либо о чём-то другом. Затем они должны были разобраться с анаграммами. Участникам сказали, что все анаграммы решаемы и что тем самым учёные хотят измерить силу интеллекта. И то и другое было ложью.

Все участники (атеисты и агностики не исключение), наслушавшись про Бога, тратили больше времени на решение анаграмм. Кроме того, все они сильнее тревожились по поводу своего уровня интеллекта (они не знали, что некоторые анаграммы были заведомо нерешаемы). Любопытно, да? Оказывается, даже атеистов можно мотивировать идеей Бога...

http://science.compulenta.ru/599123/