etology

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » etology » Теоретическая этология » Говорящие обезьяны


Говорящие обезьяны

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Считаю необходимым выделить этот феномен в отдельную тему, так как открытие способности многих животных "говорить" очень сильно пошатнуло представления человека как о животных, так и о самом себе.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Феномен_"говорящих"_обезьян

http://www.ourkitten.ru/links/?rz=e

http://budilnik.livejournal.com/67981.html

И напоследок ссылка на книгу "О чем рассказали говорящие обезьяны:Способны ли высшие животные оперировать символами" З.А. Зорина, А.А. Смирнова.

http://www.fictionbook.ru/author/anna_s … tml?page=0

Отредактировано VPolevoj (13-04-2011 12:10:39)

0

2

Сначала было слово.

Да, сначала обезьян и других животных пытались просто научить говорить. Словами. Но успехи были, мягко говоря, неважные.

В 1916 году Уильяму Ферниссу удалось ценой большого терпения научить орангутана произносить и правильно употреблять слова «папа» (dad) и «чашка» (cup).
В 50-х годах супруги Хейс воспитывали шимпанзе по кличке Вики. Вики продемонстрировала, что по уровню интеллектуального развития она может успешно соперничать со своими сверстниками-детьми. Но Вики с трудом научилась уверенно произносить четыре слова  – «мама», «папа», «чашка», (четвертое я не нашел).

Эти и другие опыты привели к тому, что многие ученые стали считать, что научить обезьян человеческому языку в принципе невозможно. Одна из причин - строение их гортани, другая причина, которую называли главной - недостаток ума, или неразвитая психика. Дескать, что с них возьмешь - животные - они и есть - животные.

Но всё изменилось, когда супруги Аллен и Беатрис Гарднеры взяли на воспитание молодую шимпанзе Уошо, которую стали учить языку глухонемых - амслену. Язык жестов оказался более удобным для освоения. И довольно скоро Уошо заговорила. За первый год жизни с Гарднерами Уошо освоила 30 знаков - слов амслена, за первые три года – 130 знаков. Через пять лет она знала уже 160 слов.

Она не просто пользовалась этим словарным запасом, она как и мы по разному комбинировала эти слова в предложения. Вот, например, Уошо пристаёт к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил, - «Дай мне дым», «Дым Уошо», «Быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал «Попроси вежливо», на что Уошо ответила «Пожалуйста, дай мне этот горячий дым». Сигарету ей, впрочем, так и не дали.

Очень быстро выяснилось, что Уошо может шутить, ругаться, и употреблять при этом слова в переносном смысле. Так одного служителя Уошо обозвала "грязным Джеком", и вовсе не потому, что он был не чистым.

Она была способна придумывать свои слова, например, впервые увиденного лебедя, она назвала "птица-вода", а рождественскую ёлку она называла "конфетным деревом". Уошо умела обобщать понятия и переносить их значение на другие предметы. Например, слово "открой" она сначала применяла к дверям, а затем стала применять ко всем ящикам, коробкам, бутылкам и наконец к водопроводному крану.

Когда Гарднеры в 1970 г. закончили свою работу с Уошо, ей угрожала перспектива отправиться в один из биомедицинских центров – «на опыты», и если не погибнуть, то уж во всяком случае провести остаток дней в небольшой одиночной клетке. Её, а потом и других шимпанзе, проходивших обучение в этой лаборатории спас ассистент Гарднеров Роджер Футс, создавший «Обезьянью ферму», на которой и живёт теперь колония говорящих обезьян, которая сейчас находится в Элленсбурге (штат Вашингтон).

К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену.

Обезьяны не просто изучают язык - они общаются между собой на нём, учат друг друга. Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама обучила своего детеныша вместо человека-экспериментатора.

Пожалуй самой способной из всех 25 «говорящих» обезьян оказалась горилла Коко, живущая неподалёку от Сан Франциско со своей «приёмной матерью» доктором Пенни Паттерсон. Среди «говорящих» обезьян Коко – настоящий профессор: она употребляет, по разным оценкам, от 500 до тысячи знаков амслена, способна понять еще около 2000 знаков и слов английского языка, а решая тесты, показывает коэффициент интеллекта входящий в норму взрослого американца.

Еще одной знаменитостью мира говорящих обезьян является шимпанзе-бонобо Канзи.

Взрослые обезьяны, с которыми работала Сэвидж-Рамбо, не проявляли особых талантов и только утверждали её скепсис. Но в один прекрасный момент малыш Канзи, - сын одной из этих обезьян, который всё время вертелся возле матери, вдруг начал по собственной инициативе отвечать за неё. До этого момента его никто ничему не учил, исследователи вообще не обращали на него особого внимания, но отвечал он блестяще. Вскоре обнаружилось, что также спонтанно он научился понимать и английский, а вдобавок проявил немалый талант к компьютерным играм. Постепенно благодаря успехам Канзи и его сестры Бонбониши от скепсиса Сэвидж-Рамбо не осталось и следа и она начала предъявлять научному миру доказательства того, что её «говорящие» шимпанзе знают три языка (йеркиш, амслен и около 2000 английских слов), понимают значения слов и синтаксис предложений, способны к обобщению и метафоре, разговаривают друг с другом и учатся друг у друга. Вот пример диалога Канзи и Бонбониши на амслене: однажды на прогулке Бонбониша разволновалась, показывая: «Следы собаки!» — «Нет, это белка».- «Нет, собака!» — «Здесь нет собак». — «Нет. Я знаю, что здесь их много. В секторе «А» много собак. Мне рассказали другие обезьяны».

Канзи настоящий полиглот и интеллектуал.

Вот выдержка из статьи в журнале "Знание-сила":
В продолжение семинара был показан фильм, который мы смотрели, вытаращив глаза, - и было чему изумиться. На экране бонобо Канзи. Он весьма хорош собой. Выпрямившись, ходит совершенно свободно - намного увереннее, чем шимпанзе. Фигура крепкая, волос на теле очень немного. Руки невероятно мускулистые, не намного длиннее человеческих. Вот Канзи идет на пикник (он это обожает). Аккуратно ломает сучья для костра. Складывает их. Ищет огонь. "Достань в заднем кармане моих брюк!" Достает и зажигает костер (наш сын, кстати, еще не умеет пользоваться такой зажигалкой). "Твое задание - разложить хлеб". Раскладывает абы как. Ест шашлычок. Дует на горячее. "А теперь залей костер". Зная, как у наших пацанов принято заливать костер, мы засомневались, будет ли следующий кадр политкорректным. Но Канзи - американец. Он аккуратно заливает огонь водой из специальной канистры.

Отредактировано VPolevoj (02-04-2012 09:12:42)

0

3

Возникла мысль.
Допустим, несколько детенышей обезьян научились у своей матери языку амслену.
Затем передали знания следующему поколению, вероятно, в процессе язык может быть обогащен дополнительными словами.
И вся эта стая живет и размножается где-нибудь без вмешательства извне.
Через десять-двадцать лет, можно будет говорить о новом виде обезьян?

(если предположить, что использование амслена это отличительный признак)

0

4

Не ты первый, кому пришла в голову подобная мысль.  :idea:

Перескажу большую часть истории своими словами, так как сведения поступали из разрозненных источников, отрывками, и поэтому заранее прошу прощения, если выяснится, что где-то я был недостаточно точен.

Цитата:
Одну из "говорящих" обезьян, Люси, вывезли в Африку, чтобы вернуть в лес. Когда через пол года воспитательница разыскала её, Люси просила: "забери меня отсюда". Вскоре она погибла от рук браконьеров.
http://www.livejournal.ru/themes/id/2302

Когда выяснилось, что обезьяны способны освоить язык жестов, и что они обучают друг друга, возникла идея проверить как будет распространяться подобное культурное достижение в естественной среде, и не положит ли искусственно привнесенный язык основу для развития цивилизации обезьян. А для этого одну из обезьян обученную языку амслен, Люси, решили отправить обратно в лес, и подселить к одной из стай диких обезьян.

Вот две ссылки, где даются упоминания об опытах и достижениях Люси. Именно её решено было отправить на спецзадание в лес.
http://www.obezyannik.ru/povedenie.php
http://lib.rus.ec/b/132261/read
(Искать текст по слову "люси".)

А теперь маленькое добавление от себя (за достоверность не ручаюсь, так как ссылки на источник мне найти не удалось). Когда Люси сообщили, что её отправят в лес на ПМЖ, причем туда, где она родилась, и где была её родина, то со слов её служителей и воспитателей она сначала очень сильно расстроилась, а затем приободрилась. Когда же её спросили ,чему она так радуется, она ответила, что теперь она сумеет найти убийц её мамы и папы и им отомстить.
Еще раз повторю, что за достоверность этой истории я не ручаюсь (по крайней мере до тех пор, пока сам не найду подтверждения этому), но если принять это за факт, то из одной этой фразы открывается слишком многое из устройства психики шимпанзе.
Во-первых, детские травмы не так уж и безобидны для них. А обезьян для зоопарков и для "опытов" ловят сегодня так же, как и раньше: для поимки одной-двух маленьких (а нужны именно малыши) обезьянок охотники вынужденно убивают всю! стаю. Это касается и шимпанзе и горилл. Так что Люси в своё время пережила подобную процедуру очеловечивания. А теперь вот благодарное человечество возжелало ради торжества науки вернуть её на родину.
Во-вторых, оказывается шимпанзе злопамятны. И эта мысль (как отомстить обидчикам) может играть заметную роль в их психике.
В-третьих, во что трудно поверить, шимпанзе способны строить далекоидущие планы. И не важно, что планам этим не суждено осуществиться. Просто это значит, что у них есть ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ и БУДУЩЕЕ относительно их психической жизни. То есть они не просто живые автоматы, способные реагировать только на сиюминутные раздражители. Нет. Они не просто мыслят, а переживают, страдают, мечтают, строят планы, и , повидимому, их осуществляют.

Итог этих опытов мы знаем. Её довольно успешно "внедрили" в стаю диких обезьян. Но счастья и радости ей это не принесло. Люси была убита браконьерами, как в своё время были убиты её отец и мать. Никого она, разумеется там не нашла, и не отомстила. Результаты её деятельности в стае трудно обнаружить, так как для чистоты эксперимента наблюдения за этой стаей не велись и выделить её из других стай не представляется возможным.

Больше таких экспериментов, насколько я знаю, не проводилось и не планируют.

Вообще, судьба обезьян после проведенных над ними экспериментов - это целая песня. Шимпанзе, а тем более гориллы, когда вырастают, становятся слишком сильными и опасными для человека, и их обычно отправляют в цирки, зоопарки и в центры для проверки лекарств.

Обезьяны, научившиеся языку, получившие навыки общения с людьми, не могут перейти к более простой животной жизни без психических травм.
Цитата:

Орангутана Чантека, изучившего амслен, перевели в приматологический центр, где он жил в тесной клетке, практически лишенный общения. Он делал всё, что мог в его положении – пытался научить амслену служителей.

Но на "Острове обезьян" уже сложилось целое сообщество, состоящее из разных видов обезьян и из нескольких поколений. Правда условия там близки к человеческим цивилизованным, поэтому этот эксперимент нельзя назвать "чистым", как это было задумано с Люси, но что-то из этого обязательно получится.

0

5

Словарь жестов орангутанов

В ходе эволюции у орангутангов выработался богатый жестовый словарь, который не сильно отличается от одной группы к другой и может претендовать на "международный язык общения" этих удивительных созданий. Таков вывод британских учёных из университета Сент-Эндрю (University of St. Andrews).

Смышлёные орангутаны могут разгадывать шарады и понимают ценность денег. Однако среди приматов они известны наименее развитыми вокальными способностями, то есть сравнительно бедными звуковыми сигналами. Но это не мешает большим обезьянам интенсивно общаться друг с другом.

Чтобы разобраться в деталях, учёные из Шотландии провели девять месяцев наблюдений в трёх европейских зоопарках. Биологи выявили у орангутангов (исследовались 28 особей) 64 разных жеста, причём 40 из них повторялись достаточно часто, чтобы можно было точно узнать их значение, одинаково понимаемое практически всеми подопытными животными.

Исследователи составили первый обезьяний словарь. В нём есть такие жесты, как сальто, разворот назад, укус воздуха, подёргивание за волосы, размещение объектов на голове ("я хочу поиграть", – это едва не самое распространённое высказывание в языке орангутанов). А чтобы показать, что нужно идти за ней, обезьяна обнимет визави и легко потянет в сторону.

Самое поразительное, что некоторые жесты схожи с жестами людей. Так, чтобы подать сигнал "стоп", орангутанг слегка нажимает на руку "собеседника", делающего, по мнению первой обезьяны, что-то неправильно. Точно так же нередко поступают не умеющие говорить дети. А это намёк на очень древние корни человеческих жестов и, шире, — языка. (И кстати, у бонобо недавно был открыт человеческий жест отрицания.)

Учёные говорят, что обезьяны довольно упорно повторяют жест, если их визави не отвечает на него определённым действием, то есть явно говорящие на языке тела вкладывают в своё преднамеренное сообщение вполне определённый смысл. В сочетании с высокой частотой использования это говорит о формировании своего рода языка.

http://www.membrana.ru/lenta/?10520

0

6

У бонобо открыт человеческий жест отрицания

Учёные из института эволюционной антропологии имени Макса Планка (EVA MPG) были немало удивлены, когда увидели своими глазами шимпанзе-бонобо, качающего головой из стороны в сторону из-за того, что происходящее было ему не по нраву.

В рамках обширной программы исследования обезьян Research with apes немецкие специалисты уже замечали жесты, которые шимпанзе используют при играх. Это поклоны, кивки головой и раскачивание из стороны в сторону. Однако настолько похожее на человеческое и потенциально осознанное движение зарегистрировано впервые.

Эксперименты подтвердили — "нет" на языке жестов способны говорить только шимпанзе и бонобо. Чтобы остановить не нравящееся им действие, в 13 случаях из 49 детёныши этих видов крутили головой так, как это делают люди. У горилл и орангутангов такого эффекта замечено не было.

У взрослых обезьян, как показали наблюдения, "нет" используется в основном при обучении молодняка – в двух описанных примерах матери-бонобо запрещали детёнышам играть с едой и пытаться самостоятельно залезть на дерево.

По мнению авторов исследования, социальная структура бонобо в природе вполне способна породить такую сложную систему коммуникации. И хотя механизм покачивания головой у человека мог возникнуть аналогично, следует вспомнить, например, о Болгарии, Греции и Индии, где отрицание, наоборот, – кивок головы вперёд.

http://www.membrana.ru/lenta/?10394

0

7

Горилла Коко

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/9/98/Koko_%28gorilla%29.jpg/220px-Koko_%28gorilla%29.jpg

Коко (сокращение от яп. Hanabi-Ko — «дитя фейерверка», род. 4 июля 1971 года) — самка гориллы, которая в результате исследовательской программы учёных Стенфордского университета, под руководством Франсин Паттерсон, овладела более тысячи знаков амслена и способна воспринимать на слух и понимать около двух тысяч английских слов[1].

Коко сообщает, когда ей плохо, и даже может выразить на шкале силу боли. Тем не менее она предпочитает терпеть, пока боль не станет очень сильной[1].

Коэффициент умственного развития её находится в интервале от 75 до 95.

Решая тесты, Коко показывает коэффициент интеллекта, соответствующий норме для взрослого американца. Она умеет шутить и описывать свои чувства — грусть, недовольство. Самая известная шутка Коко: она кокетливо называла себя «хорошей птичкой», заявляя, что умеет летать, но потом призналась, что это понарошку. Когда её партнёр, горилла Майкл, оторвал ногу у её тряпичной куклы, Коко разразилась страшным ругательством: «Ты грязный плохой туалет!». Коко прекрасно понимает, что такое прошлое и будущее. Когда она потеряла любимого котёнка, то сказала, что он ушёл туда, откуда не возвращаются.

Коко известны такие абстрактные понятия, как «скука» и «воображение». Интересен такой случай: когда Коко увидела лошадь с удилами во рту, она сигнализировала «Лошадь печальна», объяснив — «Зубы». Также Коко очень не любит мыться в ванне и на фотографию другой обезьяны, ведомой в ванну, отреагировала «Я там плакать».

Горилла Коко - Википедия

0

8

Дом для говорящих обезьян

Восемь ультраинтеллектуальных обезьян начинают обживать специально построенный для них дом площадью 4 тысячи квадратных метров. 18-комнатный особняк круглосуточно контролируется 30 камерами наблюдения.

Людей представляет группа исследователей во главе с американским экспертом в области поведения и интеллекта больших обезьян, доктором Сью Саваж-Рамбо (Sue Savage-Rumbaugh).

Она считает, что в случае успеха эксперимент, который должен стать самым масштабным и всесторонним научным исследованием в своём роде, докажет: многое из того, что принято считать исключительно человеческим, «не является для нас присущим от рождения».

Она говорит, что искусства и языки — это навыки, которые человечество постепенно осваивало, передавая из поколения в поколение. А что, если приматы тоже так могут?

В центре внимания — представители одной из разновидностей шимпанзе, известной как бонобо (Pan paniscus). Эти шимпанзе родом из джунглей Конго. В дикой природе их насчитывается около 10 тысяч, в неволе — примерно 140 по всему миру, 80 живут в Соединённых Штатах.

По мнению многих учёных, бонобо больше всего походят на людей. Говорят, это — человек на 99,4%. Они постоянно издают сложные звуки, как будто разговаривают, и часто ходят вертикально на двух ногах.

Итак, карликовые шимпанзе — три самки, пять самцов — прибыли в свой новый $10-миллионный дом в Айове из центра по исследованию языка университета Джорджии (LRC). Пора с ними познакомиться.

Матата (Matata) — 35-летняя самка с задатками лидера. Любимая пища — бананы, любимая игрушка — одеяло. Аликия (Elikya) — 8-летняя дочь Мататы, Миша (Maisha) – её 5-летний сын.

Панбаниша (Panbanisha) — родилась в неволе в 1985-м, любит есть яйца и играть в прятки. 7-летний Ниота (Nyota) и 5-летний Натан (Nathan) – это сыновья Панбаниши.

Пи-скей (P-Suke) — родившийся на воле в 1979 году самец. Отец Алики, Натана, Ниоты и Миши. Любимый напиток — фруктовый сок, любимая игрушка — мочалка.

http://www.membrana.ru/storage/img/1/1mr.jpg

Наконец, суперзвездой во всей этой компании, самым интеллектуальным в группе является 25-летний Канзи (Kanzi). Его имя на суахили означает «сокровище», и своё имя Канзи оправдывает — его считают первой в мире обезьяной, которая демонстрирует реальное понимание разговорной речи человека.

http://www.membrana.ru/storage/img/1/1ms.jpg
Мать двоих детей Панбаниша, таблица с «лексиграммами» и гусли (фото с сайта iowagreatapes.org).

По пониманию речи интеллект Канзи эквивалентен таковому у ребёнка возрастом 2,5 года. К примеру, когда на шимпанзе надевают наушники и просят через них указать объект, соответствующий произносимому слову, он делает это со 100-процентной точностью. Сегодня его словарь включает больше 500 слов.

Кроме того, Канзи умеет пользоваться инструментами и даже изготавливать их. Так, он может из камня сделать подобие ножа, чтобы перерезать толстую верёвку. А свои музыкальные способности Канзи однажды продемонстрировал, сыграв с Полом Маккартни.

http://www.visindavefur.is/myndir/kanzi1_300903.jpg
Канзи и Сью Саваж-Рамбо.

Вот такая команда собралась в 18-комнатном доме, в котором есть кухня, где приматы могут «готовить еду» или получать её из специальных автоматов, уборная, водопад, предназначенные для лазания стены, телевизор (отобраны «Тарзан» и подобные ему фильмы), оранжерея и так далее.

Речевой тракт не позволяет шимпанзе копировать человеческую речь, но общаться с людьми они всё же смогут – при помощи чувствительного к прикосновению экрана, используя так называемые «лексиграммы» (lexigrams).

Это понятные обезьянам 256 символов, обозначающих что-либо от предмета до действия. Таким образом, синтезированный голос будет озвучивать их желания.

Помимо камер наблюдения, у шимпанзе будет «своя» видеокамера – её установят над входной дверью, чтобы бонобо могли видеть посетителей и пускать или не пускать их. Если сами жильцы не захотят открыть дверь, посетитель в неё не войдёт.

Эксперимент, скорей всего, будет длиться в течение многих лет, сменятся нескольких поколений бонобо (в среднем они живут 50 лет). Шимпанзе разрешат спариваться, создавать семьи и «развивать культуру» — приматы получат доступ к музыкальным инструментам, карандашам и краскам.

Учёные надеются узнать, как далеко может зайти «очеловечивание» в поведении животных, и надеются, что совершенствующиеся навыки будут передаваться от одного поколения к другому.

Исследователи уверяют, что уже есть ясное свидетельство того, что бонобо используют определённую форму языка, чтобы общаться друг с другом. Что это за язык, и предстоит выяснить. По идее, учёные со всего света смогут следить за ходом эксперимента через Интернет.

http://www.membrana.ru/particle/433

Отредактировано VPolevoj (24-02-2011 11:07:58)

0

9

В языке шимпанзе насчитали 66 жестов

Живущие на воле шимпанзе общаются при помощи как минимум 66 различных жестов. К такому выводу пришли шотландские ученые.

Чтобы выяснить это, команде исследователей из университета святого Эндрюса понадобилось отснять и обработать более 120 часов из жизни шимпанзе. Ученых интересовали жесты, при помощи которых эти животные взаимодействуют друг с другом.

Раньше в репертуаре наших близких родственников ученые насчитали около 30 различных жестов. Но эти данные были получены на животных, находящихся в неволе, что не совсем корректно. Практически все известные нам виды при содержании в неволе "вырождаются" умственно и их поведение становится беднее - нет нужды добывать себе корм, да и социальная сторона жизни часто подвластна больше смотрителям зоопарков или сотрудникам лабораторий, чем самим животным.

Доктор Кэтрин Гобайтер (Catherine Hobaiter), возглавлявшая исследование, наблюдала и снимала на камеру группу шимпанзе в одном из заповедников Уганды. "Я изучала этих животных в течение двух лет. Я следовала за ними по всему лесу, а они просто занимались своими обычными делами", - говорит она.

Затем она вместе с коллегами отсмотрела весь снятый материал и проанализировала его с точки зрения применяемых обезьянами жестов. Ученые искали моменты, когда животное совершало какие-то действия, явно рассчитывая на получение ответа. "Мы обращали внимание на то, смотрела ли особь, применяющая некоторый жест, на свою аудиторию. Мы искали лишь настойчиво применяемые знаки; если они не вызывали ответной реакции, то животное повторяло жест", - говорит Кэтрин.

Результаты исследования были опубликованы в Animal Cognition. Сейчас ученые пытаются "расшифровать" обезьяний язык. Для этого они определяют, какая ответная реакция приводит к прекращению повторения того или иного жеста. Впрочем, некоторые из них оказались достаточно схожими с нашими, и не нуждаются в переводе.

http://rnd.cnews.ru/natur_science/news/ … /12/439675

0

10

VPolevoj написал(а):

Дом для говорящих обезьян

Восемь ультраинтеллектуальных обезьян начинают обживать специально построенный для них дом площадью 4 тысячи квадратных метров.

Людей представляет группа исследователей во главе с американским экспертом в области поведения и интеллекта больших обезьян, доктором Сью Саваж-Рамбо (Sue Savage-Rumbaugh).

Она считает, что в случае успеха эксперимент, который должен стать самым масштабным и всесторонним научным исследованием в своём роде, докажет: многое из того, что принято считать исключительно человеческим, «не является для нас присущим от рождения».

Вот такая команда собралась в 18-комнатном доме, в котором есть кухня, где приматы могут «готовить еду» или получать её из специальных автоматов, уборная, водопад, предназначенные для лазания стены, телевизор (отобраны «Тарзан» и подобные ему фильмы), оранжерея и так далее.

Речевой тракт не позволяет шимпанзе копировать человеческую речь, но общаться с людьми они всё же смогут – при помощи чувствительного к прикосновению экрана, используя так называемые «лексиграммы» (lexigrams).

Это понятные обезьянам 256 символов, обозначающих что-либо от предмета до действия. Таким образом, синтезированный голос будет озвучивать их желания.

Эксперимент, скорей всего, будет длиться в течение многих лет, сменятся нескольких поколений бонобо (в среднем они живут 50 лет). Шимпанзе разрешат спариваться, создавать семьи и «развивать культуру» — приматы получат доступ к музыкальным инструментам, карандашам и краскам.

Учёные надеются узнать, как далеко может зайти «очеловечивание» в поведении животных, и надеются, что совершенствующиеся навыки будут передаваться от одного поколения к другому.

Вот в чём, на мой взгляд, заключается главное отличие Человека от Животных. Нет, заключается оно, конечно же, в наличии или отсутствии Разума, а вот как зримо и наглядно увидеть это отличие - это всегда было проблемой. А тут - такая удача (жаль, что я так поздно её увидел).

В чем же я увидел это отличие?

Смотрите сами. Возьмём классический опыт с обезьяной, ящиками и бананом подвешенным под потолком (проделанный еще Кёлером). И мы прекрасно знаем, что обезьяны с такой задачей справляются. Посидят, подумают, но в конце-концов составят ящики друг на друга, заберутся на эту пирамиду и собьют палкой банан. Но ответьте мне,  что делает обезьяна с этими ящиками и палкой потом? Вы знаете? А я знаю. Ничего она с ними не делает. Потому что ни эти ящики, ни эта палка ей больше не нужны. Всё. Её план завершен и завершен успешно. В новом же плане, если таковой у этой обезьяны есть, ни эти ящики, ни эта палка не фигурируют. Вот поэтому они их и бросает, а точнее, просто оставляет на месте, как есть.

Если вы скажете, что обезьяны (и вообще животные) не умеют планировать и заглядывать хотя бы на один шаг вперёд, то я вам на это возражу, и отвечу, что это не так. Проводились специальные эксперименты, в которых проверялась эта способность. Перед обезьянами ставилась задача, которую можно было решить с помощью особых палочек, которые валялись там же. Когда обезьяны научились решать эту задачу при помощи этих палочек, то палочки из экспериментальной комнаты убрали, но зато набросали их и другие похожие, но не подходящие для решения этой задачи, в их жилые клетки. И смотрели, будут ли обезьяны. когда их приглашают на эксперимент, брать с собой "подходящие" палочки. К их удивлению, обезьяны стали "на всякий случай" брать с собой из жилой клетки именно подходящие палочки. Даже если их вели на совсем другой эксперимент. При этом тщательно подбирая и выбирая именно те, которые подходили для решения задачи. Это показывает, что обезьяны не только могут предсказывать будущее, но и готовиться к нему, очень хорошо представляя себе условия и характер своих будущих действий.

То есть, планировать они умеют, будущее себе представляют, а вот ящики и палку, сразу после их успешного использования, бросают. Странно? Странно...

Но, если подумать, то тут нет ничего странного. Животные (прежде всего это касается социальных животных, у которых уже есть Сознание) строят Планы и исполняют их. Для исполнения своих Планов они могут использовать различные предметы, включая изготовление необходимых для этого орудий труда. Но как только План будет завершен, необходимость в этих предметах у них тут же пропадает. Так как актуальным становится другой - новый План. То есть, можно сказать, что Животные живут от Плана до Плана. Отсюда вытекает и их отношение к полезным, вроде бы, предметам.

А что же Человек? Вот! В этом, как мне кажется, и проявляется отличие между нами и ими.

Человек всегда знает, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ. И делает так. А точнее, полностью выстраивает вокруг себя обстановку по своему усмотрению. То есть, у Человека на первом месте стоит не План, а целостная Картинка действительности, под которую он и подгоняет все свои действия. Скажем, Человек, в той же ситуации, что и обезьяна, не бросит ящики и палку просто так, а расставит их в каком-нибудь порядке, как он сам считает нужным (даже если в этом не будет никакого смысла). Потому что, повторюсь, у Человек на первом месте стоит Картинка, а не План. Кстати, такая Картинка у Человека называется Мечта (Образ Будущего).

Так в чём же я увидел проявление этого отличия?

В самой постановке эксперимента. Вот, что, к примеру, должны делать, по замыслам экспериментаторов, обезьяны? Они должны просто жить. Заводить семьи, рожать детей. Воспитывать их, обучать, передавать свой опыт. А вот что из этого получится - фиг знает, да и получится ли что-нибудь. А что делают люди? Что они СДЕЛАЛИ?

Они придумали себе Картинку - ПРИДУМАЛИ, как всё должно быть, и - СДЕЛАЛИ.  Вот это самое жилище из 16-и комнат, их обстановку, обеспечение жизнедеятельности обезьян, их быт и досуг. Они же придумали цель этого эксперимента. Условия проверки его успешности или не успешности. Его ценность для науки. В смысле, они сами придумали для себя, какое значение для науки будет иметь этот эксперимент. Сами. И сами всё сделали. А в случае неудачи сами же себя утешат.

Другими словами, обезьяны (Животные) предсказывают будущее и планируют свои действия исходя из этих своих предсказаний, а люди (Человек) придумывают для себя Будущее целиком и воплощают эти свои придумки (Мечты) в действительность. Вот в этом, как мне кажется, и заключается главное между нами отличие.

0


Вы здесь » etology » Теоретическая этология » Говорящие обезьяны