Друзья!
Я обращаюсь ко всем читателям этого поста.
Прежде всего вы должны понять, что наука мыслит в рамках существующей парадигмы. И всякий вопрос всегда пытается объяснить исходя из имеющейся у неё парадигмы. Это же относится и к поднятому вами вопросу о половом отборе.
В чём заключается парадигма?
Парадигму предложил Ч.Дарвин, и заключается она в том, что не было никакого божьего творения, а всё видимое нами разнообразие жизни произошло само по естественным причинам, а нам с вами необходимо всего лишь выяснить эти причины. В качестве одной такой причины он назвал "естественный отбор". Он предложил механизм, который позволял объяснить видообразование за счет изменчивости и последующей проверки на выживание.
И этот простой механизм объяснял почти всё. Кроме разве что некоторых мелочей. Например, он не объяснял возникновение Разума (что ему и нам вышло боком, но это объясняется всего лишь недостаточностью данных, которые у нас теперь есть, а у него тогда не было), и наличие всяких украшений, которые не столько помогают, сколько мешают выживанию. Поэтому Дарвин по первому вопросу всего лишь высказался, но не стал строить теорий, а по поводу второго вопроса он предложил нам механизм так называемого "полового отбора", как одну из разновидностей "естественного отбора".
В чем заключается этот механизм по теории Дарвина.
Не в выживании, а в выборочном спаривании. То есть, выжить смогли практически все особи, а вот спариваться и оставить потомство смогут не все, а только избранные. Вот для этого и нужен механизм "полового отбора". Именно поэтому самцы (а чаще всего именно самцы соревнуются друг с другом за право спариться) устраивают поединки в силе, ловкости, громкости и красоте пения, хвалятся оперением, величиной рогов и прочим, чтобы понравиться самкам и оставить потомство.
Ну и конечно, самки ни о чём не думают, а скорее всего у них срабатывает что-то вроде инстинкта (прости, Господи!), и они реагируют на предложенный раздражитель как на релизер, который запускает поведенческую реакцию тем сильнее, чем он больше. Аналогично тому, как птенцы чайки реагируют на красное пятно на клюве у родителей, или птицы на яйцо кукушки подброшенное в их гнездо.
Но не у всех животных имеет место этот механизм и не у всех он происходит именно так. Есть виды, где за самцов борются самки, а есть виды, где роли не выражены столь резко. Половые роли в этом случае легко определяются по так называемому "половому диморфизму" - заметным отличиям между полами. Тот пол, который более активно участвует в "половом отборе" заметно выделяется на общем фоне, и среди его представителей можно встретить гораздо большее разнообразие признаков. Если же "половой отбор" у вида отсутствует, то и половой диморфизм практически не наблюдается.
У нашего вида есть половой диморфизм, а это значит, что механизм полового отбора для нашего вида так же действует.
С точки зрения биологии наибольшей изменчивостью у нашего вида обладают самцы, значит именно они подвержены "половому отбору", и вроде бы именно они должны соревноваться друг с другом за право спариваться, а самки должны всего лишь ждать результатов этой борьбы и милостиво отдаваться победителю.
Но это если не учитывать культуру.
А что мы видим на культурном уровне? Серые, практически неотличимые друг от друга самцы, зачастую носящие униформу (военную форму, рабочую одежду, деловые костюмы), часто в подчинённом состоянии, выполняющие рутинную работу и т.д., и ярко и разнообразно одевающиеся самки, которые практически все и всегда пользуются косметикой, носят украшения, меняют прически и цвет волос, жеманятся и всячески пытаются привлечь к себе внимание и т.д. То есть, на культурном уровне всё происходит наоборот: создаётся впечатление, что у Homo sapiens в половом отборе участвуют не самцы, а самки.
Парадокс?!!
Нет!
Это, как я уже сказал - культурный феномен. Если мы посмотрим культуру и традиции разных народов, то мы встретим практически все формы "полового отбора": мы найдём народы, где наряжаются и прыгают перед самками мужчины, а женщины серы и однообразны; мы найдём сообщества, где диморфизма практически нет, и все одинаковы и равны (Европа); и естественно есть места, где очень разнообразны самки, а самцы скучны и невыразительны (мы). То есть, для Человека более значимыми оказываются не биологические законы, а культурные особенности.
Не знаю с чем это связано (не думал на эту тему), но для Человека применять биологические законы напрямую считаю очень опрометчиво. Тем более, применять бездумно и сильно упрощая сами эти законы. Так как механически переносить какой-нибудь наблюдаемый факт с одного вида на другой даже в биологии не всегда правомочно, не говоря уже о том, когда сравниваемые виды стоят на разных эволюционных ступенях, и их образ жизни может разительно отличаться.
Для примера приведу один факт из жизни рыб, о котором совсем недавно вычитал в новостях.
Один вид рыб живет стайками, где один крупный самец пасёт гарем из самок. Но если самец по тем или иным причинам погибает, то... самая крупная самка превращается в самца и занимает место предводителя гарема. То есть работает принцип, если так можно выразиться, "незаменимости самца", а вовсе не самки.
Вообще-то разнообразия в Природе столько, что и "не снилось нашим мудрецам".
Ссылки для чтения по вопросу полового отбора:
Половой отбор в Википедии
Формы естественного отбора
Половой отбор
П.С. Кстати, предложенная Дарвиным парадигма действует не только для объяснения образования видов, но, поскольку она общенаучная парадигма, то её применяют везде где можно: астрономы пытаются вывести естественное происхождение и эволюцию звёзд и образование планет, физики - естественное происхождение атомов и элементов, химики - естественную эволюцию молекул и соединений и т.д. Правда и у них, как и у Дарвина, не всегда и не всё можно объяснить исходя лишь из этой парадигмы.
Но, (слава Богу) и парадигма у нас не единственная. За время прошедшее после Дарвина наукой были предложены следующие парадигмы: относительности, случайности (квантовости мира), неопределенности - это лишь те, что я знаю, и которыми я сам пользуюсь. Поэтому для решения данной задачи нужно применять не одну, а две или больше парадигм, а возможно, что придётся придумывать новую, о чём я неоднократно заявлял, так как у меня уже есть задачи, которые не решаются в рамках существующих научных парадигм.
Отредактировано VPolevoj (17-01-2011 11:01:41)