Собачий "словарный запас" может насчитывать свыше 1000 слов. В нем могут быть наименования предметов, возможные действия с ними и обобщающие понятия. К такому выводу пришли ученые из Воффордского колледжа, которые исследовали и описали способности бордер-колли по кличке Чейсер.
Авторов исследования Джона Пиллей (John Pilley) и Аллистон Рейд (Alliston Reid) интересовало максимальное число слов, которые может выучить собака. В течение трех лет они обучали Чейсер все новым и новым названиям игрушек, с которыми та могла играть. Всего игрушек было 1022 и собака в итоге могла различать каждую из них по названию и по команде выполнять с ними различные действия. Авторы считают, что такое количество слов - это еще не предел, и собака может учить новые названия и дальше. Но ученые решили пока остановиться и описать имеющиеся данные. Их статья опубликована в журнале Behavioural Processes.
Также исследователи решили проверить, понимает ли Чейсер, что названия предметов указывают на них самих, а не являются командами принести этот предмет. Они случайным образом комбинировали названия предметов и различные команды, которые умела выполнять собака. Без дополнительной тренировки Чейсер смогла правильно интерпретировать незнакомые ей комбинации действий и предметов.
Затем исследователи задались вопросом, может ли собака запоминать не только названия отдельных предметов, но также и наименования категорий. Чейсер успешно справилась и с этим заданием, освоив такие обобщающие понятия, как "игрушка", "мяч", "фрисби", к которым относилось сразу множество предметов.
И наконец в последнем эксперименте ученые выясняли, может ли собака обучаться не только ассоциативно, при одновременном предъявлении игрушки и ее названия, но и более сложными способами. Они попытались обучать ее новым названиям при помощи метода исключения, когда среди множества знакомых предметов был один новый, который и требовалось запомнить собаке. Чейсер учила названия предметов и таким способом, но при этом быстро их забывала. Авторы исследования отмечают, что схожий эффект наблюдается и при обучении детей младше трех лет.
В дальнейшем еще предстоит выяснить, являются ли такие лингвистические способности Чейсер редким явлением или широко распространены среди собак.