неэтологом была предложена тема - Возникновение религий - которую я предлагаю предварительно обкатать, а лишь затем попробовать представить её в виде схем (по предложенному мной проекту "Схемы").
Для затравки хочу воспользоваться примером (или вымышленной ситуацией) предложенным А.Никоновм в книге "Опиум для народа".
Представим себе идеальную ситуацию: все люди на Земле каким-то чудесным образом в определенный момент времени одновременно оказались приверженцами одной и той же религии, причем их представления в этот начальный момент времени совпадают полностью вплоть до мельчайших деталей. То есть все в религиозном плане обладают одинаковой моделью. Короче, идиллия (или мечта идиота, во всяком случае, некоторых идиотов).
Но что с этими людьми и с этими религиозными представлениями будет происходить дальше?
А дальше НЕИЗБЕЖНО будут возникать локальные отклонения от генеральной линии. Это будет происходить естественно, так как люди практически не в состоянии согласовывать свои представления сразу со всеми участниками, а могут это делать только с близким кругом, который, как мы знаем ограничен социальной группой, то есть в пределах 150 человек. Значит, возникнут кучки, где представления будут циркулировать внутри, и со временем они всё больше и больше станут расходиться от представлений в соседних группах. Так возникает оппортунизм. И это, как мы понимаем, явление неизбежное. И если посмотреть на любую существующую религию, то мы увидим у них и разделения на направления, и расслоение на разные течения и кучу мелких мнений - то есть, всё верно, так оно и есть.
Но в тоже время мы знаем, что все мировые течения, несмотря на естественность и неизбежность процесса дробления, всё же достаточно устойчивы и продолжают объединять огромные массы людей, несмотря даже на отличия. Скажем католицизм очень сильно различается в разных странах, но все же он един. А вот для примера католики и православные, несмотря на объединяющее их начало - Христа - всё же больше разные и не образуют одно целое. А это значит, что помимо механизма дробления представлений (идей), существует и обратный ему механизм, который приводит к объединению групп с пусть даже в чем-то несхожими представлениями.
То есть, какие-то отклонения будут считаться допустимыми, поскольку для единства есть что-то важное, существенное, которое должно оставаться неизменным у всех, и которое, собственно, и отличает НАС от НИХ - тех других, которые объединяются на иной основе, и с которыми мы поэтому враждуем.
То есть, как всегда, для того чтобы объединиться, требуется найти врага, то есть, - разъединиться. Сначала найти чем мы отличаемся, и на этой основе объединится.
А необходимость объединения напрямую зависит от степени угрозы. Чем угроза больше, тем значит и объединение должно быть больше.
Поэтому вывод может быть такой.
В мирные спокойные годы (семь лет тучных), когда необходимость во вражде и противодействии минимальная, оппортунизм должен преобладать над консолидацией. Так как дробление - процесс естественный, а воевать вроде не с кем да и незачем. А вот в годы борьбы и лишений требуется сплоченность (народа, нации, всего прогрессивного человечества и т.д.) "перед лицом опасности"... но для этого предварительно нужно найти врага перед чьим лицом сплачиваться. И размер этого врага должен быть сопоставим с требованиями времени. Чем больше требуется сплачивать и объединять людей, тем более сильным и значительным должен быть враг. И этот враг должен быть общим для всех объединяемых.
Вот такая модель.
Можно ли представить её в виде схемы? Я думаю, что можно.
Надо лишь немого подумать.
И я попробую в ближайшее время это сделать.
Отредактировано VPolevoj (27-12-2010 11:47:25)