Различная реакция на стресс у мужчин и женщин, возможно, объясняется гендерными различиями в мозге.
Сотрудники Университета Ратджерса (США), изучая крыс, сконцентрировались на двух областях мозга, которые, как известно, отвечают за обучение и стресс. Миндалевидное тело — небольшое образование в глубинах мозга — «улавливает» напряжённые ситуации, а префронтальная кора выполняет сложные когнитивные функции.
«Эти системы тесно связаны друг с другом, — говорит ведущий автор исследования Трейси Шорс. — Мы хотели взглянуть, влияет ли их «общение» на обучение после стресса».
Исследователи вызывали стресс у грызунов, а затем учили их связывать одно событие с другим: включали некий звук и заставляли крыс моргнуть. И так до тех пор, пока большинство самцов не начали моргать в ответ на звук уже без дополнительного стимула. В то же время большинство самок не реагировали на звук, то есть у них связь не образовалась.
Вот тут-то учёных и поджидал сюрприз. Когда они нарушили связь между префронтальной корой и миндалевидным телом у некоторых самок, те вдруг стали лучше учиться. С самцами этот фокус, как ни странно, не прошёл.
«Из этого мы заключаем, что мужчины и женщины используют различные структуры мозга для обучения после стресса, — подытоживает г-жа Шорс. — Иными словами, женщины способны обучаться после стресса, если префронтальная кора не может «разговаривать» с миндалевидным телом».
По словам г-жи Шорс, половые различия в мозге могут объяснить, почему женщины так чувствительны к стрессу и почему они чаще страдают от связанных со стрессом заболеваний, таких как депрессия и посттравматический стресс.
«Может быть, мы должны обращать внимание на гендерные различия при разработке методов лечения таких расстройств...» — рассуждает учёный.