Американские исследователи впервые обнаружили убедительные доказательства того, что наши лучшие и худшие переживания, скорее всего, определяются не личными достижениями, а взаимодействием с другими людьми.
Шира Габриэль, доктор философии и адъюнкт-профессор психологии Университета Буффало, поясняет: «Многие из нас тратят бóльшую часть времени и сил на индивидуальные достижения — работу, хобби и образование. Исследование, однако, показывает, что события, которые в конечном итоге становятся самыми главными в нашей жизни, приносят нам больше всего счастья и боли, — это социальные мероприятия, то есть моменты, когда мы «подключаемся» к другим людям и ощущаем свою связь с ними».
По мнению г-жи Габриэль, большинство исследований по социальной психологии явно или неявно предполагает, что опыт, который мы получаем независимо от других лиц, имеет решающее значение для объяснения наших самых интенсивных эмоциональных переживаний. «Мы же обнаружили, что людей больше всего трогают не личные достижения (получение награды или выполнение задачи), а те моменты, когда начинаются или заканчиваются близкие отношения с другими людьми, — продолжает учёный. — Когда люди влюбляются и находят нового друга, когда любимый человек гибнет или отвергает любовь».
Выводы, которые идут вразрез с результатами предыдущих исследований, сделаны в результате четырёх опросов.
Во-первых, студентам было предложено описать наиболее позитивные и негативные эмоциональные переживания в их жизни. В подавляющем большинстве случаев они рассказывали о социальных событиях.
Второй эксперимент был точно таким же, но в нём принимали участие люди среднего возраста.
На третьем этапе специалисты выяснили, что сильное эмоциональное воздействие социальных событий, о которых шла речь в ходе двух первых опросов, не было связано с тем, что социальные события являлись более важными, чем личные.
В-четвёртых, было установлено, что участники эксперимента дают более высокую эмоциональную оценку гипотетическим социальным событиям по сравнению с личными. Кроме того, обнаружилось, что яркие впечатления связаны с желанием индивида быть частью социальной группы.