Выкладываю стенограмму (слегка сокращенную) фрагмента беседы с Алексеем Протопоповым о Совести.
http://rutube.ru/tracks/2027129.html?v= … 9a018d35fa
Начиная с 13-ой минуты и до 22-й.
Вопрос:
Вы считаете, что одним из главных отличий человека от животных является наличие Совести.
Мне понятно, что альтруизм выгоден для сообщества. Но вот например когда человек один, и его мучает совесть за совершенное действие, или за действие которое он только собирается совершить – в чем целесообразность этого с точки зрения этологии?
АП:
Фактически совесть – это страх репрессий со стороны общества на очень глубоком подсознательном уровне.
Альтруизм бывает трех видов: родственный (когда мать жертвует собой ради дитя), реципрокальный (тот есть взаимокорыстный: «ты – мне, я – тебе»), и квазиальтруизм (жертва эксплуатации, например выращивание кукушонка в своем гнезде). Так вот, совесть – это один из механизмов обеспечивающий взаимокорыстный альтруизм.
Вопрос:
Каким образом?
АП:
Если из поколения в поколение на человека накладываются наказания за неблаговидные поступки, то это уже закладывается на генетическом уровне, и таким образом он начинает опасаться этого даже тогда, когда непосредственной опасности и нет никакой.
Вопрос:
Допустим, есть вид животных, у которых из поколения в поколение изгоняются из стаи слабые особи. Допустим! Но ведь у них не возникает ничего типа совести, ни у всей стаи, ни у отдельных особей, потому что нельзя быть слабым, из-за того, что стая меня накажет.
АП:
Во-первых, стая как единое целое сильнее даже самого сильного индивида. И изгоняя кого ни попадя, мы тем самым ослабляем стаю. Во-вторых, когда в стае становиться слишком много эгоистов, которые изгоняют всех, кто им не угоден, то им становится не на ком паразитировать. …
Вопрос:
Нет, вы не ответили на мой вопрос, потому что…
АП:
Хорошо, хорошо…
Вопрос:
Другими словами, животные тоже набирали опыт из поколения в поколение, как и человек, но у животных совести нет, а у человека – есть.
АП:
Не обязательно… Мы просто этого не видим.
Животных нельзя спросить, как ты там.
Вопрос:
Но мы можем поставить какие-нибудь опыты…
АП:
Да, но это очень трудно доказать.
Вопрос:
То есть вы говорите, что возможно у животных есть совесть?
АП:
Возможно…
Вопрос:
Вы мне так и не ответили на мой простой вопрос: почему у человека есть совесть?
Вы не можете на него ответить?
АП:
Почему не могу?
Совесть служит для горизонтальной консолидации.
То есть когда человек испытывает угрызения совести, потому что он сделал кому-то плохо, то тогда он реже делает плохо, чем тот, у которого совести нет. В результате в обществе, где есть совесть, наблюдается поведение взаимовыручки и взаимоуважения, и такое общество становится более процветающим.
Вопрос:
Можно ли поставить вопрос наоборот? Допустим, у слонов есть совесть, и они всегда готовы придти друг к другу на взаимовыручку. А у человека совести нет, потому что он всегда готов убить ближнего, прирезать раненного и бросить жену.
АП:
Ну, как бы вам сказать…
Вопрос поставлен некорректно: что значит, у человека есть совесть, или нет совести…
У человека БЫВАЕТ совесть.
Но у всех она наблюдается в разной степени.