http://science.compulenta.ru/526892/?r1 … mp;r2=news

27 апреля 2010 года
Сразу две группы биологов представили результаты наблюдений за шимпанзе, результаты которых свидетельствуют о том, что приматы осознают смерть сородичей и соответствующим образом меняют своё поведение.

Специалисты давно установили, что большинство животных относится к смерти собратьев равнодушно. Известны, впрочем, и примеры заботы об умирающих; так, в 2003 году в Кении учёные наблюдали  за тем, как африканские слоны несколько раз помогали обессиленной слонихе Элеоноре подняться на ноги, а после её смерти около недели не отходили далеко от трупа, периодически осматривая его и приподнимая ноги и хобот павшего животного.

Авторы первой работы, представляющие Университет Стерлинга (Шотландия), специально попросили служителей не разлучать умирающую самку Пенси с её группой.

Как оказалось, за несколько дней до смерти престарелой Пенси шимпанзе притихли и перед сном начали перебираться к ней поближе. После смерти самец Чиппи, казалось, лично удостоверился в том, что обезьяну уже не спасти, внимательно осмотрев её рот и приподняв конечности; через некоторое время шимпанзе отошли от трупа, но дочь Пенси, Роузи, вернулась и всю ночь провела у тела матери.

Через день после смерти Пенси шимпанзе очистили её труп от соломы и спокойно наблюдали за тем, как его унесли. Несколько дней они не занимали ту платформу, на которой она умерла, хотя раньше спать на этом месте очень любили. Ещё несколько недель обезьяны вели себя тихо, ели меньше обычного и выглядели подавленными. «Таким образом, нам удалось обнаружить чёткие признаки осознания смерти сородичей обезьянами и выявить сходство между людьми и шимпанзе, которые, заметим, не имеют никакого понятия о религии и обрядах погребения», — подводит итог Джеймс Андерсон.

Вторая группа биологов наблюдала за жизнью шимпанзе в лесах на юго-востоке Гвинеи. В 2003 году эпидемия респираторного заболевания унесла жизни пяти приматов, среди которых оказались самец Джимато и самка Веве возрастом соответственно 1,2 и 2,6 года. Матери детёнышей отреагировали на их смерть весьма странным образом: они несколько недель носили трупы на спинах, относясь к ним, как к живым существам, обыскивая их и отгоняя мух, круживших над телами.

С течением времени матери начали чаще разрешать другим шимпанзе уносить трупы и играть с ними: вид мёртвых детёнышей и запах разложения не вызывал никакого отвращения у обезьян. Вуавуа, мать Веве, носила труп дочери 19 дней, а Джире не расставалась со своим мёртвым сыном целых 68 дней. За это время ткани трупов полностью высохли, и они потеряли всякое сходство с живыми приматами.