etology

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » etology » Теоретическая этология » Амбивалетность поведения (любопытсво и страх перед незнакомцами)


Амбивалетность поведения (любопытсво и страх перед незнакомцами)

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Важнейшим открытием этологии стало представление об амбивалентности поведения (попеременном проявлении двух диаметрально противоположных мотиваций).

http://vocabulary.ru/dictionary/11/word … E%D1%D2%DC

Например, реакции нападения чередуются бегством и демонстрацией страха.

Поведение ребенка и взрос­лого в направлении незнакомца характеризуется выраженной амбивалентностью. Незнакомый человек вызывает смешанные чувства: страх и любо­пытство, желание подойти и установить контакт. Не только враждебность к чужаку, но и ориентация на знакомство, формирование дружественных контактов является частью нашего общечеловеческого поведения.

Другие культуры, другие страны влекут и манят нас, не случайно туризм является процветающей индустрией. Любопытство и желание общаться с соседями широко распространено в традиционных культурах. Наличие ритуалов приветствия гостей, с их выра­женной амбивалентностью дружественной расположенности и демонстра­ции военной силы, свидетельствует о древних корнях межгрупповой амби­валентности.

Негативная реакция (страх) по отношению к незнакомцу появляется у детей в возрасте 5-6 месяцев и описана во многих культурах. Этологи полагают, что она слу­жит защитным механизмом, ограничивающим чрезмерное любопытство ребенка, способствующим упрочению связей с матерью и другими близ­кими родственниками. Хотя по мере взросления выраженный страх перед чужими постепенно пропадает, замечено, что и взрослые люди часто ста­раются избегать контактов с посторонними, ощущают дискомфорт от общения с сильно отличающимися по своим внешним данным и поведен­ческим характеристикам незнакомцами [Atzwanger et а1, 1998]. Если речь идет о представителях других этносов, то подобное поведение обычно называют ксенофобией. Недоверие к незнакомцам, по-видимому, является филогенетической адаптацией, обеспечивающей безопасность и цельность группы. Избегание чужаков и настороженное отношение к ним типично не только для человека, но и для других животных. Аналогичное поведение описано у шимпанзе, горилл, павианов, макаков [Гудолл, 1992]. В ряде случаев по отношение к другим группам шимпанзе демонстрируют даже открытую враждебность и агрессивные действия.

Из книги "Этология человека:история возникновения и современные проблемы" Бутовская М.Л.
http://www.etnograf.ru/node/104

Отредактировано VPolevoj (24-12-2010 15:52:12)

0

2

Я не понимаю, что такое амбивалентность.
В словаре это психическое состояние, но какое именно мне понять не удается.
В определении речь идет об уравновешенности, а в месидже о чередовании............

0

3

Я хотел подчеркнуть (обратить внимание), что практически любое проявление какого-либо отношения всегда содержит в себе два противоположных начала. Это и есть амбивалентность (в отличии от смешанных чувств).

В этих примерах в частности агрессия всегда смешивается со страхом, а любопытство к незнакомцам тоже со страхом.

Но по всей видимости такое явление нужно искать повсеместно.
Вот я например, рассматривая групповое поведение, уже нашел для себя такие пары: доминирование-лидерство, агрессивность-дефензивность, альтруизм-эгоизм. Это не значит, что все эти примеры являются проявлением амбивалентности (то есть одновременного существования двух начал в одном отношении), но то, что всегда одному явлению находится его антипод или уравновешивающий его аналог - это заставляет смотреть внимательнее и в других местах.

А амбивалентность я привел просто для справки и как иллюстрацию.

0

4

VPolevoj написал(а):

практически любое проявление какого-либо отношения всегда содержит в себе два противоположных начала. Это и есть амбивалентность (в отличии от смешанных чувств).

Почему два, а не три или более? Почему именно противоположных? У меня есть сомнение, что речь может идти о противоположных началах (соленое ведь не противоположно сладкому).

Есть гамма или спектр эмоций, это понятно и логично. В чем смысл придумывать еще что-то?

Может быть термин мотивация подключить если эмоций недостаточно.........

0

5

Нашел вот такое:

"""""""""""Современная интерпретация

В современной психологии есть два понимания амбивалентности:
В психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида так же неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром — только отрицательные, а сейчас — снова только положительные."""""""""""""""

Тут гамма чувств, у меня была гамма эмоций, не суть важно, главное - не два и не противоположные.

0

6

Тогда приведу цитату из определения, на которое я уже ссылался:

Амбивалентность (Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние,  в котором каждая установка   уравновешена своей противоположностью.

Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо.

Смешанные чувства  могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность  представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными.

-----------
То есть по мнению авторов данного определения, есть смешанные чувства, когда по отношению какого-либо объекта даются РАЗНЫЕ оценки, что очень часто объективно, и свидетельствует об развитом интеллекте субъекта дающего оценки.

А есть амбивалентность - оценка основанная на изначальном противоречивом отношении к объекту, причем эти противоречия не объективны, а проистекают из физиологии и особенности строения нашей психики.

То есть авторы намекают нам, что тут спрятана какая-то закономерность, которую неплохо бы было вытащить на свет.

О чем я видимо (сам того не осознавая) и пытался сказать.

Отредактировано VPolevoj (31-03-2010 09:35:00)

0

7

Ну более не менее разобрался в смысле термина.
Амбивалентность, примативность, бессознательное, аура, святой дух, душа........ массу терминов люди вводят для обозначения неизведанного и не определенного.............а затем начинается жонглирование терминами и вырастают целые учения на этой искусственно созданной базе.

Нам такой путь познания может помочь?
Не лучше ли брать пример с математики. Там все проще, есть неизвестное - одно, два, семнадцать, или переменные которые можно выразить функциями, или множества, подмножества, или вероятности ...... и т.д.

Меня смущают "противоположные" мотивации и эмоции, отчасти смущают и "противоречивые" отношения.
Может быть на самом деле речь идет о "коктейле" эмоций, мотиваций, отношений и т.д.
И в этом коктейле апельсиновый сок не противоречит водке, а мартини не противоречит содовой, а все хором создают определенный вкус и определенный градус напитка.

0

8

неэтолог написал(а):

Меня смущают "противоположные" мотивации и эмоции, отчасти смущают и "противоречивые" отношения.
Может быть на самом деле речь идет о "коктейле" эмоций, мотиваций, отношений и т.д.

Черт его знает!
Я всего лишь "принял к сведению" такой подход (в плане одновременного существования двух взаимноуравновешивающих друг друга начал - о как!). Диалектика в чистом виде.

Но воспринимаю это не как истину, а как повод быть настороже, и глядеть в оба (чтобы не упустить двойственность, если она проявится).  :glasses:

Отредактировано VPolevoj (27-05-2013 16:04:33)

0


Вы здесь » etology » Теоретическая этология » Амбивалетность поведения (любопытсво и страх перед незнакомцами)