Если десять процентов населения твердо придерживаются сходных взглядов, этого достаточно, чтобы на их сторону перешла и большая часть общества.

Исследуя когнитивные процессы в социуме, социологи из Центра академических социально-когнитивных исследований при Политехническом институте Ренсселира (США) построили модель формирования общественного мнения, в которой члены коллектива могли свободно обмениваться мнениями, но уже без участия медийного монополиста, транслирующего агентам сети синхронизированные данные.

В одном сценарии соцсеть строилась на основе тотального распределения связей (графов), когда каждый участник был связан со всеми остальными. В другом, более иерархическом, у некоторых участников (условных трендмейкеров, или общественных авторитетов) связей было больше. В третьем случае у каждого из агентов было ограниченное, но одинаковое число связей с другими участниками сети.

Как видим, каждый из сценариев представляет собой некую идеализированную вариацию сети, эволюционирующей на основе случайного распределения графов, то есть схемы, наиболее адекватно повторяющей топологию реальных человеческих сообществ, где пропорция между числом спонтанных публичных авторитетов, числом равномерных связей (сетевые содружества) и однообразными иерархиями (начальник–подчиненный) все время динамически меняется.

Каждый участник сетевой модели мог обмениваться мнением с другими по определенному игровому протоколу.

Если мнение «слушателя» совпадало с мнением «собеседника», точка зрения «слушателя» получала дополнительные очки (то есть он укреплялся в своем мнении). Если оно не совпадало с чужим мнением («новыми взглядами»), слушатель принимал это мнение к сведению и переключался на другого «спикера». Если и на этот раз собеседник транслировал те же «новые взгляды», слушатель принимал новую точку зрения. Таким образом модель имитировала конкуренцию личных взглядов с разными весовыми коэффициентами.

Построив консенсно-ориентированную сеть социологи начали потихоньку добавлять в нее «принципиальных» агентов – прозелитов, не склонных вообще менять свою точку зрения.

«Пока доля таких агентов не превышала 10 процентов, не наблюдалось никакого видимого прогресса в распространении их идей. Для того, чтобы их точка зрения стала превалирующей, потребовалось бы время, сопоставимое с возрастом Вселенной», комментирует результаты наблюдений профессор Института Ренсселира Болеслав Зимански – директор группы SCNARC.

«Но как только десятипроцентная планка преодолевалась, идея распространялась по сети как пожар».

В качестве примера такого фазового перехода авторы приводят недавние события в Тунисе и Египте, где общественный консенсус, в котором долгое время не наблюдалось никаких существенных подвижек, трансформировался буквально за неделю.

Показательно также, что размер доли «принципиальных», критический для запуска фазового общественного перехода, никак не зависел от типа используемой сетевой модели. Другими словами, не важно с каких именно сетевых позиций начинала распространяться новая идея (общественного авторитета или рядового участника с плоским набором связей).

Для успешного воздействия на социум достаточно, чтобы «принципиальным» был каждый десятый независимо от его общественного положения.

Если же «принципиальных» меньше, то «особое» мнение не покидало пределы их ближайшего окружения.

http://science.compulenta.ru/upload/iblock/0dc/2011-0725-scnarc_visual.jpg

http://science.compulenta.ru/624508/?r1 … mp;r2=news

Отредактировано VPolevoj (24-08-2011 16:52:09)