etology

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » etology » Этология животных » У сурикатов традиции передаются из поколения в поколение


У сурикатов традиции передаются из поколения в поколение

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://science.compulenta.ru/upload/iblock/231/42-20782765_Suricata.jpg
Сурикаты

Проведённые в Южно-Африканской Республике наблюдения за млекопитающими Suricata suricatta показали, что некоторые их группы по утрам выходят из своих нор раньше других и соблюдают заданный режим дня на протяжении как минимум 11 лет.

Сурикаты объединяются в колонии, которые обычно включают в себя несколько десятков особей. Авторы рассматриваемой работы наблюдали за 15 соседствующими группами из 2–47 животных, обитающими в районе пустыни Калахари, с ноября 1998 года по март 2009-го, не менее двух раз в месяц навещая каждую группу и отмечая момент выхода сурикатов на поверхность после сна.

http://img13.imageshack.us/img13/2962/burrowst.jpg
Обозначения групп сурикатов и их территории по состоянию на 2007 год. Кружками отмечены норы; чёрным показаны те из них, которые использовались двумя и более группами. Масштабная полоска — 2 км. (Иллюстрация из журнала Proceedings of the Royal Society B.)

Как оказалось, среднее время пробуждения S. suricatta вполне можно считать эквивалентом культурных традиций людей: представители разных групп на протяжении всех 11 лет наблюдений выдерживали свой распорядок дня. Следует заметить, что в своих расчётах исследователи учитывали возможное влияние погодных условий, изменения численности колоний и объёма доступных пищевых ресурсов. Те сурикаты, которые просыпались позже, навёрстывали упущенное, сокращая время, отведённое на отдых вблизи норы.

За время наблюдений состав групп полностью сменился (продолжительность жизни сурикатов невелика — 12–14 лет). «Мигранты», которые в ходе исследования переходили в новые группы, подчинялись установленным в них правилам.

Связать появление таких традиций с генетическими факторами также не удалось, поскольку интенсивность переноса генов между сообществами очень велика. «Механизмы длительного сохранения особенностей групп сурикатов остаются загадкой», — заключают биологи.

http://science.compulenta.ru/upload/iblock/05e/Emergence.jpg
Результаты наблюдений (иллюстрация из журнала Proceedings of the Royal Society B).

http://science.compulenta.ru/545420/?r1 … mp;r2=news

0

2

Здорово, культура есть у животных. Это добавляет трудностей в изучении, но зато интереснее разбираться, где же начинается культура и как поддерживаются традиции.

0

3

Молодые мангусты перенимают привычки старших сородичей

Биологи из Эксетерского университета (Великобритания) экспериментально доказали, что в сообществах полосатых мангустов Mungos mungo  детёныши копируют методы добывания пищи, используемые их старшими «наставниками».

M. mungo объединяются в группы из 5–40 особей. Большую часть жизни молодые мангусты проводят с отдельными взрослыми самцами, сопровождая их и наблюдая за тем, как они добывают пищу.

http://science.compulenta.ru/upload/iblock/603/Youngster.jpg
Молодой полосатый мангуст (фото youngrobv).

В природе мангустам часто встречаются съедобные продукты с оболочкой (к примеру, яйца птиц), которую приходится раскалывать. Животные либо разгрызают её, удерживая объект передними лапами, либо разбивают о твёрдую поверхность — камень или ствол дерева.

Для проведения экспериментов биологи смастерили пластиковые контейнеры, которые можно открыть любым из двух способов, и заполнили их смесью риса и рыбы. Сначала учёные предлагали такие предметы взрослым мангустам, рядом с которыми не было детёнышей, и наблюдали за тем, как M. mungo будут вскрывать контейнеры. По результатам этих опытов животных разделили на группы в соответствии с выбранным способом удаления пластиковой оболочки. Затем, через 2–4 месяца, авторы переключились на наблюдения за детёнышами, следовавшими за взрослыми, когда те отправлялись на поиски пищи.

Мангусты оказались прилежными учениками: большинство молодых предпочитало использовать те же методы, что и наблюдаемые ими взрослые особи. «Конечно, о полноценном обучении здесь говорить нельзя, — уточняет Корсин Мюллер (Corsin Müller), один из исследователей. — Мангусты просто копируют то, что они видят».

http://img683.imageshack.us/img683/628/smashbite.jpg
Сверху: результаты опытов для девяти взрослых мангустов. Цветом показана частота использования разных способов: «разбиванию» соответствует чёрный, «разгрызанию» — белый. В скобках указано общее число экспериментов, а пунктирная линия отмечает усреднённую по всей популяции частоту «разбивания». Снизу: предпочитаемые молодёжью способы вскрытия контейнеров. Мангусты разделены на две группы в соответствии с тем, какие привычки имели их взрослые сородичи. Серый цвет отмечает отсутствие выраженных предпочтений. (Иллюстрация из журнала Current Biology.)

http://science.compulenta.ru/546854/?r1 … mp;r2=news

0

4

Небольшой комментарий о культуре в среде животных.

Мы привыкли считать животных чем-то вроде биороботов, существ, которые могут совершать лишь запрограммированные действия. С той лишь разницей, что программу им написали не люди, а сама Природа, и называем мы эти программы - инстинктами.
И когда мы видим что животное что-то делает, мы говорим: "Это у него такой инстинкт." И этим всё якобы объясняем.

Но оказывается, что у животных, особенно у тех, которые живут в группах, и у которых есть социальные структуры, очень значительную роль в поведении играет научение. Это примерно так же, как и для людей: любой человек представляет из себя то, что он воспринял в процессе своего развития, и умеет делать лишь то, чему его обучили. У животных это выражено слабее, но доля выученного поведения по отношению к врожденному всё равно очень значительная.

Например проводились опыты по изолированному выращиванию обезьян. Это когда маленькую новорожденную обезьянку отнимают от матери и выращивают отдельно, без возможности общения с другими обезьянами (а часто и людьми). Так вот, такие обезьянки, когда вырастают, не могут не только играть, добывать себе пропитание и т.д., но и вступать в контакты с другими обезьянами, и когда они сами рожают своих детенышей, то не могут за ними ухаживать, кормить и прочее. Они практически НИЧЕГО НЕ УМЕЮТ. То есть рассчитывать на силу и роль инстинктов даже на уровне обезьян уже не стоит. Нужно обучаться.

Ну вот, а если обучение в жизни таких животных играет такую большую роль, то автоматически возникают правила и стереотипные действия, которые передаются путём обучения от опытных особей более молодым, и которые действуют только в пределах данной стаи и в пределах данной популяции. А это уже можно называть КУЛЬТУРОЙ. Это устойчивые знания, которые передаются из поколения в поколение, и которые позволяют всем без исключения особям данной популяции жить и добиваться результатов в данной среде, то есть это - один из значимых факторов адаптации.

Поэтому, описывая поведение тех или иных животных, нужно обязательно описывать и культурные составляющие их поведения, если они есть, так как это существенная часть их поведения.

Отредактировано VPolevoj (14-07-2010 15:50:42)

0

5

Ещё одна ссылка на опыт с мангустами.

http://ethology.ru/news/?id=786

Там оказывается использовали и контрольные группы, так что опыт во многих отношениях чистый и показательный.

0

6

Две стаи шимпанзе по-разному добывают мёд

Различия культур — неотъемлемая черта человечества. Часть отличий вызывают легкое непонимание, например склонность пить чай с молоком или кофе с лимоном. Другие уже не столь безобидны. Вопрос, исключительная ли это особенность человека, интересует ученых достаточно давно, вот только изолировать подобные отличия от генетических и обусловленных влиянием внешних условий для животных довольно сложно.

Раздача меда

Чтобы посмотреть, существуют ли такие различия на самом деле, международная группа исследователей под руководством Клауса Цубербюлера из университета Сент-Эндрюса (University of St.-Andrews) провела исследование поведения шимпанзе в незнакомой ситуации. И выяснила, что представители разных стай ведут себя по-разному.

В поедание бесплатного меда оказались вовлечены стаи шимпанзе (P. t. schweinfurthii) сонсо и каньявара из национального парка Кибале в Уганде. Для начала ученые предложили им довольно простое задание. На полянки вблизи мест обитания шимпанзе размерами не менее 5 х 5 м люди приносили бревна с проделанными отверстиями размером 4 х 5 см и глубиной в 11 см. В отверстиях лежал мед диких пчел. Причем его верхняя кромка находилась на глубине 6 см от поверхности. Мед из такой емкости шимпанзе могут спокойно достать пальцем. Обезьян туда из других мест никак не приманивали, просто рядом с отверстием размещали немного сот. В более сложном эксперименте отверстие было в глубину уже 16 см, а вкусный слой начинался на глубине 10 см. Голыми руками мед оттуда уже не достать. Еще одно небольшое отличие — сотами здесь закрывали уже само отверстие, чтобы обезьян не опередили насекомые.

Губочная культура

Отличий в аппетите у шимпанзе не оказалось ни в одном эксперименте — от меда никто не отказывался. А вот дальше начинались расхождения. Шесть из десяти каньявара для легкой добычи использовали палку, в то время как два из 11 сонсо использовали несложную процедуру: они опускали в дырку листья и выжимали их себе в рот. Методики другой стаи никто не использовал.

В более сложном случае изменений не произошло — каждый пользовался своей методикой. 11 из 12 каньявара, подходивших к бревну, изготавливали палки и с их помощью выковыривали мед. А вот четыре из 11 сонсо оставались верны своей традиции делать аналог губки из листьев. Посмотреть, как едят мед оставшиеся обезьяны в стаях, исследователи не смогли, так как более успешные сородичи просто-напросто все съели.

В общем, несмотря на близкое родство и одинаковые условия, методы решения проблем оказались разными. Наблюдения показали, что это, возможно, связано с привычкой шимпанзе из стаи сонсо собирать воду в подобные губки. Так что культурные различия в том виде, как их понимают люди, у шимпанзе, скорее всего, все-таки есть.

http://www.infox.ru/science/animal/2009 … ture.phtml

Отредактировано VPolevoj (14-07-2010 15:52:51)

0

7

Культура у волков

Вы хотели понять, как они обучают волчат охоте?

Да, все крупные хищники учат детей охотиться. От рождения они этого не умеют. Куньи, например, охотятся на грызунов, там у них один прием, он генетически детерминирован. Как только молодая куница ушла из гнезда — она может охотиться, родители ее не обучают. А волчонок может в игре убить крысу – и тут же потеряет к ней всякий интерес, и может рядом с этой крысой умереть с голоду.

Почему?

Я думаю, у крупных хищников видовое разнообразие жертв очень большое. Какие-то врожденные инстинктивные элементы у них есть: положительная реакция на запах крови, преследование движущихся объектов — но до умения охотиться это далеко. Если необученный волк попадет в стадо овец, он просто будет в панике. Он понятия не имеет, что это пища. Охота у них — это культура, традиция. Причем, у каждой семьи она своя. В одной и той же местности могут жить семьи, которые умеют охотиться только на лося или только на оленя. С одной стороны это шикарное разделение, чтобы не конкурировать. Но с другой это классический пример традиции. Если волчонка не учить охотиться на лося, он сам не научится — он даже запаха его не знает.

Там, где мы с ними жили, в николаевские времена было императорское охотничье хозяйство. И в то время у волков был описан один необычный прием охоты. Вообще в норме они пытаются под уклон пустить оленя, а он пытается наверх уйти. У оленей это инстинктивная реакция: наверху им легче спастись, а пойти под уклон – это стопроцентная смерть. А тут волки специально его загоняли на подъем — который кончался пропастью. Олень туда срывался, а они спокойно обходили эту гору и там его добывали. Тот же самый прием на этом же конкретном месте был и при мне. Передается из поколения в поколение.

http://ethology.ru/interview/?id=193

0

8

Классно!

0

9

Культурные особенности в поведении горилл

Гориллы выполняют довольно рутинные операции, к примеру, собирают листья крапивы для еды так как это принято в конкретном животном сообществе. К такому заключению пришли эксперты в ходе наблюдения за этими животными.

Специалисты провели сравнение поведения дикой гориллы из Республики Руанда и обезьяны из английского зоопарка в Кенте. Выяснилось, что эти животные совершенно по-разному избавляются от обжигающих волосков крапивы, раздражающих ротовую полость.

Обезьяна из Руанды сначала отделяла от жгучего стебля листья, после чего избавлялась от стебельков, с помощью которых листья прикреплены к основному стеблю. Горилла как бы скручивала листы от стеблей со жгучими волосками. Обезьяна, которая обитает в английском зоопарке, тоже вначале отделял листочки от стебля, однако не избавлялась от стебельков. Она сжимала пучок листьев в пальцах, разрушая при этом жгучие волоски на них.

http://hot-info.ru/news-4371/uchenie-na … itsii.html

0


Вы здесь » etology » Этология животных » У сурикатов традиции передаются из поколения в поколение


бесплатные форумы